Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»
консультация по логопедии

Яковлева Наталья Егоровна

Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx354.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми упражнениями, направленными на развитие фонематического восприятия

Задачи:

  • Заинтересовать педагогов в использовании игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия.
  • Закрепить полученные знания в практической   деятельности.
  • Вызвать положительные эмоции в игре.

Основной вид деятельности дошкольника – это игра. Именно с помощью игровых упражнений мы можем в интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, развивая фонематические процессы.

Поэтому на сегодняшнем мастер-классе  я решила познакомить педагогов с некоторыми игровыми упражнениями, которые использую в своей работе.

Первым этапом при формировании фонематических процессов является узнавание неречевых звуков, поэтому в работе я применяю шумовые коробочки, которые помогают мне на занятиях подготовить базу для развития фонематического восприятия. Чтобы заинтересовать детей, шумовые коробочки изготовлены в виде  животных и заполнены разными наполнителями, в зависимости от тембра и высоты голоса животного.

  Я предлагаю поиграть с этими коробочками.

  1. Игра «Ушки-слушки». 

Цель: развивать слуховую память, различать и дифференцировать шумы, тренировать концентрацию внимания, логическое мышление.

Оборудование: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки.

Ход игры.

 «Ув.коллеги, посмотрите, у нас сегодня в гостях звери из сказочного леса. Давайте назовем этих зверей. А в каких сказках они встречаются? («Колобок», «Три медведя», «Теремок») Они хотят поиграть с вами.

 Послушайте, какой голос у медведя? (взрослый звенит шумовой коробочкой)». Ответы детей: грубый, низкий,

«А теперь найдите у себя коробочку с таким же звучанием, как голос медведя». Педагоги проверяют, как звучат их коробочки, и находят нужную. «Давайте вместе проверим» - звенит своей коробочкой, а участники каждый своей и сравнивают звучание.

Та же самая ситуация обыгрывается с лисой (хитрый, звонкий) и зайцем (тихий, глухой).  А теперь давайте проверим, какой звук издает оставшаяся коробочка (мышка (тихий, глухой),

«А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и вспомнить, у какого зверя был голос, который вы сейчас услышите? Закройте глаза и послушайте. Верно, у мышки, давайте сравним».

То же проигрывается со всеми животными.

 Спросить у зрителей, что именно мы можем развивать с помощью шумовых коробочек? Они  развивают слуховую память и восприятие, различать и дифференцировать шумы, тренировка концентрации внимания и логического мышления, также можно использовать в развитии связной речи, автоматизации звуков.

Предложить троим участникам пересесть за стол, изготовить шумовую коробочку в виде любого животного и подобрать содержимое для шумовой коробочки, которое, по вашему мнению, соответствует тембру   и высоте голоса получившегося животного. Представить своего героя, обыграть худ.словом.

  1. Игра «Будь внимателен».

Использую в своей работе логопедические распевки Екатерины Железновой.  Некоторым из них нашла другое применение и использую их в развитии фонем.процессов.

Цель: развивать слуховое восприятие, память и мышление, умение выделять заданный звук на фоне слова, автоматизация  и дифференциация звуков в словах.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, мольберты, ватманы, карандаши по количеству детей.

Ход игры.

«Коллеги, я предлагаю вам побыть немного художниками, сейчас вы услышите весёлую песню, ваша задача, рисовать то, о чём в ней поётся, только рисовать надо быстро и схематично. Давайте проверим, все ли мы нарисовали».

Ещё раз звучит музыка, дети проверяют свой рисунок, закрывая ладошкой то, о чем поётся.

Посмотрите, какая замечательная картина получилась. Какое время года мы нарисовали? (Лето, потому что растёт тюльпан, ползает жучок, паучок).

Далее предложить одному человеку выбрать на картине и назвать слова со звуком [Ш] и [Ж] (окошко, дождик, флажок, жучок, ёжик),  а второму – со звуком [С] и [З] (сосна, пёс, солнце, забор).

  1. Игра «Включи телевизор».

 Цель:  Упражнять детей в определении первого  звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков.

Оборудование:  интерактивное оборудование.

 Ход игры. 

«Ув.коллеги, а вы любите смотреть мультфильмы?

Я тоже очень люблю, только  наш телевизор сегодня не включается. Чтобы включить его и посмотреть мультфильм нужно узнать о ком будет мультфильм. А сделать это мы сможем, когда выделим первые звуки в названиях предметов и составим из них новое слово.

Трое участников представляют свои шумовые коробочки.

Спасибо большое всем участникам, за ваше активное участие можете забрать шумовые коробочки, которые изготовили. Я очень надеюсь, что игровые упражнения, которые я сегодня представила, заинтересуют коллег, и они активно могут использовать в своей работе.

Всем огромное спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)

Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

Игровые упражнения для развития фонематического восприятия

дается описание игровых упражнений для детей 3-7 лет...

Игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей с НОДА

В статье рассматривается проблема профилактической и коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...