Проект "Сундучок здоровья"
материал по логопедии

Киселёва Надежда Васильевна

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sunduchokzdorovya_kiseleva.docx322.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС «Буратино» г. Тарко-Сале

Долгосрочный проект

«Сундучок здоровья»

            Авторы проекта:

     Киселева Надежда Васильевна –учитель-логопед

https://ekb.irrigator.ru/image/cache/catalog/old/zdorovya_klad_%281%29-800x800.jpg

C:\Users\Home\Desktop\сун.jpg

                                       г. Тарко-Сале, 2022г.

Содержание проекта

  1. Актуальность проекта………………………………………………………………3

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………….4

  1. Этапы реализации проекта…………………………………………...…………….9

  1. Мероприятия по реализации проекта ……………………………………………10

  1. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………..12

Актуальность проекта

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни.

За последние пять лет резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.

Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над, чем необходимо работать в детском саду.

Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова

В связи с этим мы определили тему своего проекта: «Сундучок здоровья!».

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Цель проекта: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся:

•        развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;

•        поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;

•        овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;

•        создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

.

Фонопедические упражнения.

Дыхательная гимнастика перед пением, распеванием, (в старших группах). Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание.

Элементы артикуляционной гимнастики. Все чаще педагогам приходиться сталкиваться с детьми, имеющим различные нарушения речи. В связи с этим проблема неразвитого артикуляционного аппарата затрудняет качественное звукоизвлечение, что в свою очередь влечёт  неполное развитие голосового аппарата у детей.

Логоритмические упржнения,  наиболее любимый детьми прием. Это специальные упражнения, для согласования движений с музыкой. Через эти упражнения ребенок выражает свои чувства, высвобождает накопленнуюэнергию, превращая ее в акт творчества.

Ритмопластика (музыкально-ритмические движения).Такие движения являются хорошим средством для  профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Главная  причина  такого  предпочтения  –  в  эмоциональности  этих упражнений,  в  том,  что  они  благотворно  влияют  на  психическую  сферу человека.  Дети  с  большим  удовольствием  занимаются  веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Например, движения танцев, способствует  укреплению  мышечного каркаса вокруг позвоночника. Движения  русских  танцев,  хороводные  шаги,  присядка,  различные  дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов

Пальчиковые игры, которые используются практически на каждом занятии в младших группах. Они позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики, ладошки, благоприятно воздействуя на внутренние органы. Тексты для этих игр должны быть простыми, доступными для детей: русские народные потешки, считалки, короткие стихотворения. К тому же они повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к  письму, рисованию), формируют образно- ассоциативное мышление.

Успех проводимой работы зависит не только от педагогов ДОУ, но и от родителей. Для них проводятся консультации, беседы. Также в помощь родителям оформляются папки - передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые и другие игры, которые можно использовать дома. Таким образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ позволяет частично укрепить здоровье детей, как физическое, так психоэмоциональное.

  1. Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«Сундучок здоровья»

       Автор проекта

Киселева Надежда Васильевна- учитель-логопед

Тип проекта

Педагогический, познавательный, практико- ориентированный, групповой.

Цель проекта

Внедрить в образовательную деятельность на  занятиях и в свободной деятельности оздоровительную работу.

Задачи проекта

Общие задачи:

  1. Создать картотеку дыхательных упражнений и фонотеку распевок
  2.  Разработать содержание, методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.
  3. Вовлечь воспитанников группы,  родителей.
  4. Сплотить  детей  и  родителей,  родителей  и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.                                                                

Задачи для воспитанников:

  1. Формировать гигиенические навыки, правильную осанку.
  2. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  3. Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус воспитанников.
  4. Развивать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.
  5. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Ожидаемый результат

Разработан комплекс мер по внедрению здоровьесберегающих технологий:

–  создана картотека пальчиковых игр;

- создана картотека: валеогические песенки-распевки, упражнения в картинках на правильную артикуляцию, разработан комплекс «Дыхательной гимнастики», упражнения по использованию игрового массажа

- создана фонотека .

-разработаны и проведены занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

Воспитанник:

-владеющий правильным дыханием, ровным звукопроизношением.

- расширил представления о влиянии дыхательной гимнастики на собственное здоровье;

-повысил адаптивную возможность своего организма (активизировались  защитные свойства, накопилась устойчивость к заболеваниям).

-способный понимать значимость дыхательных упражнений.

-обладающий положительной мотивацией к занятиям.

        

Вид проекта:

По продолжительности

По характеру деятельности

Долгосрочный

Творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта

Воспитанники старшей и подготовительной группы, возраст 5-7 лет, родители, педагоги.

Этапы

реализации проекта

I этап: Подготовительный

II этап: Основной

III этап: Аналитический

Методы и приемы

-Игровые (пальчиковая гимнастика, коммуникативные танцы, валеологические песенки, игровой массаж)

-Словесные (дыхательные, фонопедические, артикуляционные упражнения, восприятие музыкальных произведений).

-Наглядные (показ педагогом, презентации, видеоролики)

-Практические (дыхательная гимнастика, пропевание попевок,  утренняя гимнастика)

Форма реализации проекта

Логопедические занятия

Утренняя гимнастика

Свободная деятельность

Форма работы с родителями

Консультации, беседы с родителями, буклеты.

Сфера использования проекта

Все образовательные области педагогического процесса, в работе педагогов,    самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Условия реализации проекта

- Для работы по развитию дыхания есть все необходимое: музыкальные инструменты: картотека дыхательных упражнений, распевок,

библиотека методической  литературы;

аудио - и видеотека;  сенсорный стол, стол пескотерапии.

-подборки дидактических игр и пособий по развитию дыхания;

-ноутбук и телевизор для показа презентаций и фильмов;

-для работы с воспитанниками собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных)

-музыкальные игрушки;

Предварительная работа

Педагог:

  1. Подборка методической литературы по дыхательно-оздоровительной работе с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
  2. Оценка возможности их применения на занятиях и  свободной деятельности.
  3. Разработка проекта, знакомство с проектом.
  4. Составление плана  проведения театральных развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий.
  5. Подготовка         оборудования,        материалов и инструментов;        
  6. Разработка конспектов с применением на занятиях здоровьесберегающих технологий.

С детьми:

  1. Проведение беседы «Расскажем Каркуше, как нужно правильно дышать »
  2. – Просмотр компьютерной презентации «Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» и т.д.
  3.  Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
  4.  Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».
  5.  Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

С родителями:

  1. Анкетирование «Что вы знаете о пользе дахательной гимнастики».
  2. Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
  3.  Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования  правильного дыхания.

Предполагаемый

продукт

Театральное развлечение с применением оздоровительных технологий «Айболит ищет здоровье»

  1. Этапы проекта

Название этапа

Содержание работы

Сроки исполнения

I этап

Подготовительный

  1. Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.
  2. Анализ проведения занятий по развитию речи с позиции здоровьесбережения.
  3. Изучение ситуации, изучение литературы.
  4. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в любой деятельности.
  5. Разработка проекта, знакомство с проектом.
  6. Составление плана  проведения занятия по развитию речи  с использованием здоровьесберегающих технологий.
  7. Подготовка        оборудования,        материалов и инструментов.
  8. Разработка конспектов с применением на занятиях здоровьесберегающих технологий.

Октябрь-Апрель

II этап

Основной (Практический)

  1. Создание методических разработок для реализации проекта: конспекты  занятий  с использованием здоровьесберегающих технологий.
  2. Консультации для родителей.
  3. Публикация методических материалов в интернет сообществах.
  4. Разработка картотеки «Пальчиковые игры» (по возрастам).
  5. Разработка картотеки «Дыхательная гимнастика» (для детей старшего дошкольного возраста).
  6. Разработка картотеки по использованию упражнения по игрового массажа.
  7.  Создание фонотеки

Октябрь-Апрель

IIIэтап

Аналитический

(Заключительный)

  1.  Анализ эффективности применения здоровьсберегающих технологий на музыкальных занятиях.
  2. Выставление материалов на официальном сайте ДОУ.
  3. Участие во Всероссийском конкурсе проектов по здоровьесбережению дошкольников в условиях ДОУ.

Декабрь

  1. Мероприятия в рамках проекта «Сундучок здоровья»

п/п

Название формы организации проекта

Время проведения

1

Консультация для педагогов «Разновидности дыхательной гимнастики по возрастам».

октябрь

2

Проведение беседы с детьми старшей группы «Расскажем Каркуше, как нужно правильно дышать»

октябрь

3

Разработка рекомендаций по использованию пальчиковых игр  «Пальчики танцуют», «Будем мы белье стирать»

ноябрь

6

Консультация для родителей : «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».

январь

7

Анкетирование для родителей  «Что вы знаете о пользе дахательной гимнастики».

апрель

8

Театральное развлечение с применением оздоровительных технологий «Айболит ищет здоровье»

февраль

9

Участие проекта в Международном  конкурсе.

Публикация на сайте дошкольной организации.

ноябрь

  1. Ресурсное обеспечение проекта

1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г.

2. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва "Здоровье", 1993г.

3. «1000+1 совет о дыхании» Л. Смирнова, 2006г.

4. «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Орлова Л., 2007г.

5. Современная школьная энциклопедия. Человек. Изд-во «РОСМЭН», Москва, 2010г.

6. Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.

7. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

8. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

9. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.

Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....