Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Рабочая программа разработанна на основе «Программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищевой для детей 5-7 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.Целевой раздел……………......…………………………………………………...…………….…...2

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….……2

1.2. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные   коррекционно-развивающие занятия……………………...…………………………………………………………...4

1.3. Взаимодействие с семьями воспитанников…………...…………………………….……………….4

1.4 Инклюзивное образование дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)…………………………………………………………………………..……….5

1.5 Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы…………………….....…5

1.6 Мониторинг индивидуального развития ребенка с ТНР………………………………...……….7

2.Содержательный раздел…………………………………………………………………….……….8

2.1 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) группе…….............................................................................……………………………………….….8

2.2. Содержание образовательных областей Программы……………………………….............…..9

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности.…………....15 

3. Организационный раздел…………….…………………………………………...……..………...19

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности .………………………..19

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности …….…………………………….19

3.3 Распорядок дня, организация режимных моментов………………..…………………………..20

3.4 Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми   старшего дошкольного возраста с ТНР………………………………………………………………………...27

Приложения…………………………………………………………………………………………...30

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы   составлена с учетом целей и задач «Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет МБДОУ детский сад №176 », разработанной на основе «Программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищевой.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год с 1 сентября по 31 мая.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников на 2021-2022 учебный год. Комплексно- тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей (законных

представителей) информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

  • Координация деятельности педагогов и родителей (законных представителей) в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель- логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает  педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели, руководитель по физической культуре, учитель-логопед при обязательном подключении родителей воспитанников.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей.

  1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные  коррекционно-развивающие занятия.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в следующих формах:

  • совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех областях;
  • оснащение развивающего пространства в групповом помещении;
  • взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
  • совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
  • еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям (логопедические пятиминутки, индивидуальная работа).

Интегрированные коррекционно-развивающие занятия позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родителей дошкольников. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно- модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры-драматизации и др.

После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в групповом помещении. Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя- логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Коррекционная работа логопеда на интегрированных занятиях разнообразна и охватывает все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая осуществляется на индивидуальных занятиях.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии.

Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно- развивающий процесс.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

На особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы логопед нацеливает родителей на своих консультативных приёмах, в материалах на стенде «Советы логопеда» в групповой раздевалке.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации -эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов.

Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, принимая участие в интегрированных занятиях. Так они могут проследить систему и динамику обучения.

Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

  1. Инклюзивное образование дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Для каждого воспитанника с ОНР учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка.

Основной формой работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим тяжёлое нарушении речи (ОНР), являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю.

Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая их к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребёнком.

  1. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.

Целевые ориентиры не подлежат оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
    К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять
рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами
словообразования;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать
предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку,
знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические
формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях;
ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками
количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое
взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые
ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия
действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре
окружающую действительность;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка
развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства
окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к
различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в
себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов
соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.

Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и
взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально
стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и
множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отдельных
предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как
оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в
произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и
предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает
ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и
оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития
грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок
правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм
речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок
без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.


    1.6. Мониторинг индивидуального развития ребенка с ТНР.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 3 раза в год.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка. Для мониторинга используются методика логопедического обследования О.И Крупенчук с использованием речевой карты данного автора.

Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)
         Логопедическую группы посещают дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

           Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,
Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
(Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,
активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова
используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена
названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают
корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже
крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка
возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и
глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в
употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен,
не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями
взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны
речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются
трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему
отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять
предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в
искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение
слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные
слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи
приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов,
выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается
недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности
ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».
Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются
стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-
оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в
образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при
планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории
детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности.

  1. Содержание образовательных областей Программы.

  1. Образовательная область «Речевое развитие»

В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является формирование устрой речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской        литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности        как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас
словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса
к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе
развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и
видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания
действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания
действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по
их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь
относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания,
растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с
ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание
и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их
использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их
использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ


   Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи
некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с
простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и
женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на
этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,-
енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по
картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными
союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык
анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА


 
 Развитие просодической стороны речи

    Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на
координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию
голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной
речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию
звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и
сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой
деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной
звукослоговой структуры.

Сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов, состоящих из двух
слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового
анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках.

Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов
на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной
игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала
слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из
трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой —
звонкий, твердый — мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий
согласный звук, твердый согласный звук.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ


    Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы,
вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и
объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии
сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно
составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе
развивать коммуникативную функцию речи.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)


РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и
увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности;
существительными, образованными от глаголов.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами,
словами-антонимами и словами-синонимами.

Расширять представления о переносном значении и многозначности слов.

Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными,
обозначающими моральные качества людей.

Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с
оттенками значений.

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными
сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм,
наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ


   Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и
множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в
беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные
и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к
существительным.

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи
сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в
разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего
сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по
демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений
однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных
предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с
придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных
предложений без предлогов.

Сформировать навыки анализа предложений с простыми
предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были
ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Развитие просодической стороны речи

Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной
голосоподачи и плавности речи.

Учить соблюдать голосовой режим, не допускать
форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно
громко, тихо, шепотом.

Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту
тона в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью
речи.

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

Сформировать правильные уклады не поставленных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой
деятельности.


Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза

Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных
и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале
и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями
согласных (планка) и введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и
введением их в предложения.

Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух,
трёх слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового
анализа и синтеза

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на
заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных
звуков.

Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и
по месту образования.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Познакомить с буквами.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики;
«печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно
напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших
текстов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.

Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но
и познавательного общения.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на
них полно или кратко.

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о
предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени
действия или лица рассказчика.

Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в
том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за
изображенным событием.

  1. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Обследование

мониторинг

Сентябрь

01.09 – 02.09

Сентябрь

05.09 – 09.09

Сентябрь

12.09 – 16.09

Сентябрь

19.09 – 23.09

Сентябрь

26.09 – 30.09

Осень Признаки осени. Деревья осенью

Октябрь

03.10 – 07.10

Огород. Овощи

Октябрь

10.10 – 14.10

Сад. Фрукты

Октябрь

17.10 – 21.10

Лес. Грибы, лесные ягоды

Октябрь

24.10 – 28.10

Одежда

Ноябрь

31.10 – 03.11

Обувь

Ноябрь

07.11 – 11.11

Игрушки

Ноябрь

14.11 – 18.11

Посуда

Ноябрь

21.11 – 25.11

Зима. Зимующие птицы.

Декабрь

28.11 – 02.12

Зима. Изменения в природе

Декабрь

05.12 – 09.12

Домашние животные зимой

Декабрь

12.12 – 16.12

Дикие животные зимой

Декабрь

19.12 – 23.12

Зима. Новый год.

Декабрь

26.12 – 30.12

Мебель

Январь

09.01 – 13.01

Грузовой и пассажирский транспорт

Январь

16.01 – 20.01

Профессии на транспорте

Январь

23.01 – 27.01

Профессии. Продавец

Февраль

30.01 – 03.02

Детский сад. Профессии

Февраль

06.02 – 10.02

Ателье. Закройщица

Февраль

13.02 – 17.02

Наша армия

Февраль

20.02 – 24.02

Стройка. Профессии строителей.

Март

27.02 – 03.03

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

Март

06.03 – 10.03

Комнатные растения

Март

13.03 – 17.03

Пресноводные и аквариумные рыбы

Март

20.03 – 24.03

Наш город

Март

27.03 – 31.03

Весенние работы на селе

Апрель

03.04 – 07.04

Космос

Апрель

10.04 – 14.04

Откуда хлеб пришел?  

Апрель

17.04 – 21.04

Почта

Апрель

24.04 – 28.04

9 мая- День Победы

Май

02.05 – 05.05

Пдд

Май

10.05 – 12.05

Лето. Насекомые

Май

15.05 – 19.05

Лето. Цветы на лугу

Май

22.05 – 31.05

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Обследование

мониторинг

Сентябрь

01.09 – 02.09

Сентябрь

05.09 – 09.09

Сентябрь

12.09 – 16.09

Сентябрь

19.09 – 23.09

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью

Сентябрь

26.09 – 30.09

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

Октябрь

03.10 – 07.10

Фрукты. Труд взрослых в садах

Октябрь

10.10 – 14.10

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме

Октябрь

17.10 – 21.10

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету

Октябрь

24.10 – 28.10

Поздняя осень. Грибы, ягоды

Ноябрь

31.10 – 03.11

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных.

Ноябрь

07.11 – 11.11

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме

Ноябрь

14.11 – 18.11

Осенние одежда, обувь, головные уборы

Ноябрь

21.11 – 25.11

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Декабрь

28.11 – 02.12

Зима. Изменения в природе

Декабрь

05.12 – 09.12

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель

Декабрь

12.12 – 16.12

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Декабрь

19.12 – 23.12

Зима. Новый год.

Декабрь

26.12 – 30.12

Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте.

Январь

09.01 – 13.01

Профессии взрослых. Трудовые действия

Январь

16.01 – 20.01

Труд на селе зимой

Январь

23.01 – 27.01

Орудия труда. Инструменты.

Февраль

30.01 – 03.02

Животные жарких стран. Повадки детенышей

Февраль

06.02 – 10.02

Комнатные растения

Февраль

13.02 – 17.02

Наша армия

Февраль

20.02 – 24.02

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Март

27.02 – 03.03

Мамин праздник  Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы

Март

06.03 – 10.03

Наша Родина-Россия

Март

13.03 – 17.03

Москва- столица России

Март

20.03 – 24.03

Наш город

Март

27.03 – 31.03

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака

Апрель

03.04 – 07.04

Космос

Апрель

10.04 – 14.04

Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского

Апрель

17.04 – 21.04

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова

Апрель

24.04 – 28.04

9 мая - День Победы

Май

02.05 – 05.05

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной.

 

Май

10.05 – 12.05

Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина

Май

15.05 – 19.05

Скоро в школу. Школьные принадлежности

Май

22.05 – 31.05

3. Организационный раздел


3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности


   В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие»
выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является
одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»»,
«Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи
умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и,
следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого
ребенка.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и
учитывая основную ее направленность, а так же имея в виду принцип интеграции
образовательных областей, автор включает задачи речевого развития не только в
образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.


Речевое развитие

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны. речи, работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.


3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности


     Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится
десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной
педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза,
индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные
моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ,
корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-
педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики
индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают
рабочие программы и ОАОП ДО.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с
детьми во всех возрастных группах. Проведение рабочих совещаний по завершении
первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение
темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке,
в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие
программы специалистов и ОАОП ДО. Психолого-медико-педагогическое совещание
обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику
индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость
дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

В старшей группах логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине для или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с неврологом, если такой специалист работает в дошкольном
образовательном учреждении. Среда удобна для проведения занятий логопедической
ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом , так как в этот день у
логопеда нет подгрупповой работы. Вечерние приемы родителей по средам логопед
назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к школе — 30. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить
два раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся
понедельник и четверг (и в эти дни подгрупповую работу логопед не проводит), во
вторник же и пятницу проводится подгрупповая работа.

Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах
занимает индивидуальная работа с детьми.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности
организованной образовательной деятельности в логопедической группе по
сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить
переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше
видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество
специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка
недопустимо.

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние
каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают
рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная
работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной
деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно
проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же
организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на
летний режим работы.

В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во
время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым
ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей
(на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной
нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года No 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г,
регистрационный No 28564).

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Художественно эстетическое развитие. Рисование

2

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Лечебная физкультура

2

Социально-коммуникативное        развитие образовательной        деятельности        в        ходе     режимных самостоятельно игровой деятельности, в семье.


детей         осуществляется         в моментов,     в     совместной     и

Примерный режим дня. Холодный период года

Прием и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00—8.30 Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд 8.30—8.55 Игры, самостоятельная деятельность 8.55—9.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие 9.00—9.20 2-е воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие 9.30—9.50

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие 10.00—10.20 Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.20—10.40

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке,прогулка 10.40—12.30

Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры 12.30—12.40 Подготовка к обеду, обед 12.40—13.10

Подготовка ко сну, сон 13.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.15 Подготовка к полднику, полдник 15.15—15.30

Занятие воспитателя (2 раза в неделю), индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей15.30—15.50

Подготовка к прогулке, прогулка 15.50—18.00

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность детей 18.00—18.30 Уход домой до 19.00

Примерный режим дня. Теплый период года

Прием на улиц, осмотр детей, игры, общественно-полезный труд, утренняя гимнастика 7.00—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд 8.30—8.55 Игры, самостоятельная деятельность 8.55—9.15

Индивидуальная работа логопеда с детьми, подготовка к прогулке, общественно-полезный труд, самостоятельная деятельность, прогулка, воздушные и солнечные процедуры 9.15—10.15

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.15—10.45

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры 10.45—12.40

Подготовка к обеду, обед 12.40—13.10 Подготовка ко сну, сон 13.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.25 Подготовка к полднику, общественно-полезный труд, полдник 15.25—15.40

Прогулка, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40—18.30

Уход домой до 19.00

Подготовительная группа к школе группа  6 до 7 лет)

В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной САНПИН (8 часов 30 минут). Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры), индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

2

Художественно эстетическое развитие. Рисование

1

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Лечебная физкультура

2

Социально-коммуникативное        развитие детей осуществляется в       образовательной деятельности в ходе     режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Распорядок дня в группе, компенсирующей направленности включает в себя:

• прием пищи (завтрак, обед,полдник);

• ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4—4,5часов;

• дневной сон продолжительность 2—2,5 часа в разных возрастныхгруппах;

• самостоятельную деятельностьдетей;

• коррекционно-развивающую работу (групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);

•        непосредственную        образовательную        деятельность        (с        детьми        старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз внеделю);

• общественно-полезный труд (в подготовительной к школегруппе);

• разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.

Примерный режим дня. Холодный период года

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно-полезный труд 7.00— 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50

Игры, самостоятельная деятельность, общественно-полезный труд 8.50—9.00 1-е занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие 9.00—

9.30

2-е занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие 9.40— 3-10.10

е занятие воспитателя и третье подгрупповое логопедическоезанятие 10.20— 10.50

Подготовка ко второму завтраку, завтра 10.50—11.20

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка 11.20—11.30

Индивидуальная работа логопеда с детьми, прогулка, общественно-полезный труд, игры, наблюдения11.30—12.35

Возвращение с прогулки, игры, чтение художественной литературы 12.35—12.45 Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.25 Подготовка к полднику, полдник 15.25—15.40

Вечерние занятия (2 раза в неделю), индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40—16.15

Чтение художественной литературы 16.15—16.30 Подготовка к прогулке, прогулка 16.30—18.00 Возвращение с прогулки, игры 18.00—18.30 Уход домой до19.00

Примерный режим дня. Теплый период года

Прием и осмотр детей на улице, игры, утренняя гимнастика, общественно-полезный труд 7.00—8.35

Подготовка к завтраку, завтрак 8.35—8.55

Подготовка к прогулке 8.55—9.05

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, самостоятельная деятельность детей, наблюдения, общественно-полезный труд, воздушные и солнечные процедуры 9.05—10.30

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.30—11.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми, прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры 11.00—12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30—13.00

Подготовка ко сну, сон 13.00—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры, полдник 15.00—15.20

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,

самостоятельная деятельность детей, общественно-полезный труд 15.20—16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, игры 16.15—18.30

Уход домой до 19.00

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда логопедической группы № 12

на 2022-2023 учебный год

Дни

недели

Время

работы

Работа с детьми

Всего часов

Понедельник  8-00 – 12-00

8.00-8.30

Индивидуальная работа с детьми

4 часа

8.30-8.45

Участие в режимных моментах

8.45-9.00

Оформление документации

9.00-9.30

1-ое подгрупповое занятие

9.30-9.40

Оформление документации

9.40-10.10

2-ое подгрупповое занятие

10.10-10.20

Оформление документации

10.20-10.40

3-ое подгрупповое занятие

10.40-11.05

Индивидуальная работа с детьми

11.05-11.35

Оформление документации

11.35-12.00

Индивидуальная работа с детьми

Вторник  8-00-  12-00

8.00-8.30

Индивидуальная работа с детьми

4 часа

8.30-8.45

Участие в режимных моментах

8.45-9.00

Оформление документации

9.00-9.30

1-ое подгрупповое занятие

9.30-9.40

Оформление документации

9.40-10.10

2-ое подгрупповое занятие

10.10-10.20

Оформление документации

10.20-10.40

3-ое подгрупповое занятие

10.40-11.05

Индивидуальная работа с детьми

11.05-11.35

Оформление документации

11.35-12.00

Индивидуальная работа с детьми

Среда 8-00 – 12-00

8.00-8.30

Индивидуальная работа с детьми

4 часа

8.30-8.45

Участие в режимных моментах

8.45-11.05

Индивидуальная работа с детьми

11.05-11.35

Оформление документации

11.35-12.00

Индивидуальная работа с детьми

Четверг 8-00- 12-00

8.00-8.30

Индивидуальная работа с детьми

4 часа

8.30-8.45

Участие в режимных моментах

8.45-9.00

Оформление документации

9.00-9.30

1-ое подгрупповое занятие

9.30-9.40

Оформление документации

9.40-10.10

2-ое подгрупповое занятие

10.10-10.20

Оформление документации

10.20-10.40

3-ое подгрупповое занятие

10.40-11.05

Индивидуальная работа с детьми

11.05-11.35

Оформление документации

11.35-12.00

Индивидуальная работа с детьми

Пятница  8-00 – 12-00

8.00-8.30

Индивидуальная работа с детьми

4 часа

8.30-8.45

Участие в режимных моментах

8.45-9.00

Оформление документации

9.00-9.30

1-ое подгрупповое занятие

9.30-9.40

Оформление документации

9.40-10.10

2-ое подгрупповое занятие

10.10-10.20

Оформление документации

10.20-10.40

3-ое подгрупповое занятие

10.40-12.00

Индивидуальная работа с детьми

«Центр речевого развития» в кабинете логопеда

Логопедический стол с зеркалом для индивидуальных занятий.

Лампа для дополнительного освещения над логопедическим столом.

Шкаф для пособий.

Столы детские.

Стулья детские.

Доска магнитная.

Азбука магнитная.

Дидактический материал для обследования речи ребенка. Настольные игры лексико-грамматического содержания.

Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.

Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

Настольные дидактические игры на развитие связной речи.

Звуковые фишки (красные, синие, зеленые)

Цветные карандаши.

Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.

 Демонстрационные материалы по лексическим темам. Сюжетные картинки для развития связной речи.

Детские книги для развития связной речи.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.

Игровые пособия для выработки воздушной струи и развития правильного речевого дыхания. Картотеки пальчиковых игр, физминуток, загадок.

Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы,)

  1. Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми   старшего дошкольного возраста с ТНР

Программы:

  1. «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет МБДОУ детский сад №176».
  2. Н.В.Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.

Мониторинг речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР

Мониторинг проводится по речевой карте О.И. Крупенчук

Технологии:

  1. Н.В.Нищева. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  2. Н.В.Нищева. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  3. Н.В.Нищева. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5до 6 и с 6 до 7 лет). – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  4. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет ( старшая группа). – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  5. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с  до 7 лет ( подготовитешльная к школе группа). – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  6. Н.В.Нищева. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуски № 1,2,3,4.– Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  7. Н.Э.Теремкова. Логопедичекие домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. В 4-х альбомах. – Москва, «Гном и Д», 2021г.

Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОНР

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Разделы обследования

Итого

Логопедическое заключение

Дина-мика

Звукопроизношение

Слоговая структура

Фонематические представления

Грамматический строй

Лексический запас

Понимание речи

Связная речь

Раздел обследования

Баллы

Критерии оценки

Звукопроизношение

0

Звукопроизношение не нарушено.

1

Нарушено произношение одной группы звуков.

2

Нарушено произношение двух групп звуков.

3

Нарушено произношение трёх групп звуков.

4

Нарушено произношение 4-х и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены.

Слоговая структура

0

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок.

1

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах.

2

Нарушения в предложениях. В словах – незначительные.

3

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.).

4

Звукокомплексы, звукоподражания.

Фонематические представления

0

Сформированы соответственно возрасту.

1

Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого.

2

Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

3

Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется.

4

Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

Грамматический строй

0

Грамматические категории использует без затруднений.

1

Редкие аграмматизмы.

2

Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

3

Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность  образовать формы слов.

4

Грамматический строй не сформирован.

Лексический запас

0

Лексический запас сформирован по возрасту.

1

Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

2

Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий.

3

Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий.

4

Лексика отсутствует.

Понимание речи

0

В полном объёме.

1

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого.

2

Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы.

3

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

4

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений.

Связная речь

0

Без затруднений.

1

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

2

Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.

3

Простая аграмматическая фраза со структурными нарушениями.

4

Связной речи нет.

Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов

1-3 балла (1-й, реже 3-й раздел) - НПОЗ

4-6 баллов (1-й и 3-й разделы) - ФФНР

7-12 быллов - ОНР 4

13-18 баллов - ОНР 3

19-24 балла -  ОНР 2

25-28 баллов – ОНР 1

Приложение 1

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИО ребенка

________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения __________________________

Контактный телефон ____________________________________________________________________________________

Заключение ПМПК ______________________________________________________________________________________

Протокол № ________________ от ___________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать___________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________

Отец___________________________________________________________________________________________________

Дата рождения____________________________

Речь родителей и родственников__________________________________________________________________________

Двуязычие в семье_______________________________________________________________________________________

ОБЩИЙ АНАМНЕЗ

От беременности ________Роды _______ Как протекала беременность (инфекции, простудные заболевания; болезни печени, почек; угрозы, токсикозы, кровотечения) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роды в _____ недель (стремительные, затяжные, обезвоженные) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стимуляция (химическая, механическая, электрическая) ________________________________________________________________________________________________________

Крик (сразу, реаним.) ___________________________Асфиксия (синяя, белая) ___________________________

Rh (конфликт) __________________________________________________ Вес ___________ Рост _____________

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы) _____________________________________________________

Когда принесли кормить ______________ Сосал (активно, срыгивал, отказывался, засыпал) ________________________________________________________________________________________________________

Грудное вскармливание с __________________________ до _______________________________

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Голову держит (до 3) ______________ Ползает (6) ___________ Сидит сам (7) ____________

Пошел сам (12) _____________________ Появился 1-ый зуб ____________________________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

До 1 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфекционные (ветр. оспа, корь, коклюш, скарлатина, гепатит, краснуха и др.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Травмы головы (ушибы, сотрясения) _________________________________Судороги на t˚ ________________

Состоит на диспансерном учете (специалист, по поводу) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Первые слова к (1) _______________________________________________________________________________

Фразы к (2) ______________________________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _________________________________________________________________

Отношение к своей речи __________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (когда, где, результат) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Губы (толстые, тонкие) ___________________________________________________________________________

Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) ______________________________________________

Прикус (открытый, боковой, перекрестный, прямой, проген., прогнат.) ________________________________

Нёбо (уплощенное, готическое, расщелина) _________________________________________________________

Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ________________________________________

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) ________________________________________

Просодика. Темп ______________________________________ Ритм _____________________________________

Паузация __________________________________________ Интонация ___________________________________

МИМИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МУСКУЛАТУРА

Движение

Есть ли движение; замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия

4 года

5 лет

6 лет

Поднять брови

Нахмуриться

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

«Тостячки»

«Худышки»

«Улыбочка»

«Трубочка»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Чашечка»

«Мостик»

«Улыбочка» / «Трубочка»

«Парус» / «Мостик»

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (картинки с.7-11)

4 года

5 лет

6 лет

С

Сꞌ

З

Зꞌ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Т

Тꞌ

Л

Лꞌ

Р

Рꞌ

Й

Д

Дꞌ

Б

Бꞌ

В

Вꞌ

Г

Гꞌ

К

Кꞌ

Х

Хꞌ

П

Пꞌ

М

Мꞌ

Н

Нꞌ

Ф

Фꞌ

 

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

(здесь и далее: N – норма; в остальных случаях записывается речь ребенка)

4 года

пуговица

5 лет

лекарство

мостик

скворечник

капуста

сковорода

дружба

велосипед

свисток

сквозняк

6 лет

сыворотка

6 лет

парикмахер

сухофрукты

комбинезон

простокваша

инструменты

4 года Ребята слепили снеговика. ____________________________________________________________________

            Вероника ест помидоры. _____________________________________________________________________

            Мотоциклист ездит на мотоцикле. _____________________________________________________________

            Слава стоит на мостике. ______________________________________________________________________

5 лет Водопроводчик чинит водопровод. ______________________________________________________________

          Всеволод едет на велосипеде. __________________________________________________________________

          Волосы подстригают в парикмахерской. _________________________________________________________

          На сковороде тушатся голубцы. ________________________________________________________________

6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке. ____________________________________________________________

         У парикмахера расчёска и ножницы. ____________________________________________________________

         Экскурсовод проводит экскурсию. ______________________________________________________________

         Чернослив и курага – сухофрукты. ______________________________________________________________

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

4 года Есть ли звук Р в слове? Бобы, горох, капуста, помидор. ___________________________________________

5 лет Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира. __________________________________________________

6 лет Назови все звуки в слове МАК. _____________ Сколько звуков в слове СУП? _______________ Составь слово из звуков: Д, О, М. ____________________

Покажи на картинках (с.13): рак-лак, мишка-миска, Марина-малина, коза-коса, жевать-зевать, тёлка-чёлка, вечер-ветер, мажет-машет.

ГРАММАТИЧЕКИЙ СТРОЙ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

А. Преобразование единственного числа во множественное (картинки с.14-15)

4 года

5 лет

6 лет

Стол - столы

Дом - дома

Лампа - лампы

Шапка -

Крот -

Олень -

Кольцо -

Окно -

Пень -

Жук -

Лист -

Воробей -

Дятел -

Колесо -

Б. Согласование с числительными (картинки с. 16-17)

4 года

1 дом

2 ____________________

5 _____________________

1 утка

2 ____________________

5 _____________________

5 лет

1 конь

2 ____________________

5 _____________________

1 коза

2 ____________________

5 _____________________

6 лет

1 змея

2 ____________________

5 _____________________

1 воробей

2 ____________________

5 _____________________

В. Согласование падежных окончаний (картинки с.18)

4 года

5 лет

6 лет

лиса

ёжик

рысь

лиса

ёжик

рысь

лиса

ёжик

рысь

И.

У тебя есть (кто?)

Р.

У них нет (кого?)

Д.

Корм даю (кому?)

В.

Любишь (кого?)

Т.

Доволен (кем?)

П.

Рассказ (о ком?)

                СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

А. Образование уменьшительно-ласкательных форм (картинки с. 18-19)

4 года

5 лет

6 лет

Стол - столик

Шкаф – шкафчик

Стул – стульчик

Дом -

Кольцо -

Кружка -

Кукла -

Ковёр -

Платье -

Книга -

Одеяло -

Гнездо -

Мяч -

Сапог -

Дерево -

Б. Согласование с предлогами (картинки с.20)

4 года (в, на, над, под)

5 лет (за, с, к, из)

6 лет (перед, около, из-за, из-под)

В. Образование прилагательных (с 6 лет) (картинки с.20-21)

Из стекла – стеклянная

Хвост волка – волчий

Из снега -

Ухо волка -

Из бумаги -

Лапа волка -

Из дерева -

Г. Префиксальное словообразование (с 6 лет) (картинки с. 21)

Во-, вы-, за-, пере-, подо-, ото (ШЁЛ) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС

А. Уровень классификаций

Назови одним словом:

4 года

5 лет

6 лет

Голубь, ворона, воробей – это

Свитер, юбка, брюки - это

Сапоги, туфли, кеды - это

Груша, яблоко, лимон – это

Молоко, хлеб, колбаса - это

Назови:

4 года

5 лет

6 лет

Назови животных:

Назови птиц:

Назови фрукты:

Назови игрушки:

Назови посуду:

Назови мебель:

Б. Номинативный словарь (Назови детёнышей)

4 года

5 лет

6 лет

У кошки

У козы

У курицы

У утки

У волка

У коровы

У лисы

У собаки

У свиньи

У овцы

У лошади

В. Антонимы (Скажи наоборот)

4 года

5 лет

6 лет

Хороший -

Широкий -

Весёлый -

Большой -

Свет -

Доброта -

Худой -

Подниматься -

Здороваться -

Далеко -

Чисто -

Высоко -

Сухо -

Умный -

Терять -

Г. Глагольный словарь (Кто что делает?)

4 года

5 лет

6 лет

Птица

Змея

Врач

Рыба

Заяц

Учитель

Лошадь

Повар

Художник

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (картинки с. 23)

Где заяц идет за кошкой, а где – кошка за зайцем?

Покажи мамину дочку; дочкину маму.

4 года

5 лет

6 лет

4 года

5 лет

6 лет

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?

4 года

5 лет

6 лет

4 года

5 лет

6 лет

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (картинки с.23-24)

4 года: составление предложений по предметной картинке.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет: составление рассказа по сюжетной картинке.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет: составление рассказа по серии сюжетных картинок.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что неправильно нарисовал художник?

4 года

5 лет

6 лет

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный; характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, лямбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешения или замена звуков и др.).

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений).

Фонематические представления (сформированы, не сформированы).

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже возрастной нормы, по возрасту).

Грамматический строй (ошибки в словоизменении, словообразовании).

Связная речь (отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: _________________________     Логопед: _________________________/_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

программа состалена в соответствии  с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа старшей логопедической группы  компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детский сад №26» разр...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 2018-2019 уч.год

Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы компенсирующей направленности.            «Рабочая программа подготовительной логопед...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...