Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда «Путешествие в мир предлогов»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Фатеева Екатерина Александровна

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда 

«Путешествие в мир предлогов»

Цели занятия: познакомить учащихся с предлогами в, из.

Задачи занятия:

• научить пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;

• различать их по пространственным значениям;

• формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;

• научить детей правильно произносить и писать предлоги;

• развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

• воспитывать взаимопомощь.

Оборудование:

• картинки: цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме;

• карточки-схемы предлогов;

• картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;

• маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;

• карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;

• разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;

• карточки с предложениями для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Приветствие.

1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).

Логопед показывает картинки:

– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме).

Логопед даёт установку на запоминание, после чего картинки убираются.

– Назови, что запомнил!

– Назови картинки из первого столбика!

– Назови картинки из второго столбика!

– Назови живые предметы!

– Назови неживые предметы!

Психолог подводит итог работы.

2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).

Логопед произносит словосочетания:

– Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.

– Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно? (1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи).

– Давайте вспомним, что у нас получилось?

– Помогайте мне: хлеб – из муки. и т. д.

– А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!

–. , что ты запомнил?

–, что мы говорили о варежках и столе?

–, что мы говорили о хлебе и телефоне?

–. , назови первое и последнее словосочетание.

–. , назови 3-е и 4-е словосочетание.

Логопед подводит итог работы.

III. Изучение нового материала.

1) Игра "Задания".

– Что помогает нам понять положение предметов в пространстве(Предлог).

– Что такое предлог(Маленькое слово)

– Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно!

– Возьмите ручку. Положите её в коробку. Где лежит ручка? (В коробке)

– Возьмите ручку в руку! Где сейчас ручка? (В руке)

– Положите ручку в тетрадь! Где ручка? (В тетради)

– Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах? (В)

– Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".

Демонстрируется карточка со схемой предлога "В". Дети рассматривают и запоминают изображение.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола)

– Ручку? (Из стакана)

– Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили(ИЗ)

– А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог ИЗ.

Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ. Дети рассматривают и запоминают изображение.

2) Игра «Куда спрятался?»

У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШИФОНЬЕРА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК.

Дети помещают маленький предмет В., ИЗ. Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.).

Логопед подводит итог работы.

IV. Закрепление изученного материала (проводит логопед)

1) Игра «Составь предложение»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный. Сжатые пальчики разгибать по-одному

в соответствии с текстом.

Пальчики не ссорятся.

Вместе дело спорится Сжать пальцы в кулак и разжать и

разжать их.

У каждого ученика по одной карточке с двумя наклеенными картинками и 2 маленьких карточки-схемы предлогов В и ИЗ.

Карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель.

Логопед подводит итог работы.

2) Физкультминутка (проводит психолог)

Дети выходят к доске и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:

. встанет посередине кабинета,

. встанет перед. ,

. встанет за.,

. встанет между. и. ,

а. встанет перед.

– А сейчас мы будем лепить снежки!

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой комок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

3) Игра «Собери сказку» на развитие мыслительных операций (проводит психолог)

Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Учащиеся собирают свои картинки, рассматривают их.

– Из какой сказки твоя картинка

Логопед подводит итог работы.

4) Гимнастика для глаз 

5) Пальчиковая гимнастика

6) Работа с графическими схемами предложений 

Дети вслух читают своё предложение, вставляют маленькое слово-предлог, называют маленькое слово, выкладывают схему (у каждого ребенка своё предложение,которое написано на карточке). Предложения подобраны по степени сложности.

1. Из крана капает вода.

2. В лесу громко поют птицы.

З. Мама поставила цветы в вазу.

4. Машина быстро выехала из ворот.

5. Нитки лежат в большой синей коробке.

6. Мальчик достал учебники из портфеля.

Логопед подводит итог работы.

7) Работа в тетрадях и на доске 

Дети слушают предложение, после чего чертят схему предложенияПредложения подобраны по степени сложности для каждого ребёнка.

1. Белка спала в дупле.

2. Никита слепил зайца из пластилина.

З. Из магазина дети принесли продукты.

4. Высоко в горах лежит белый снег.

5. В кустах прячутся трусливые зайчишки.

6. Мама привела малыша из детского сада.

Логопед подводит итог работы.

V. Итог занятия

– Скакими предлогами мы сегодня познакомились?

– Что такое предлоги? Для чего они нужны?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда

«Путешествие в мир предлогов»

Цели урока: познакомить учащихся с предлогами в, из.

Задачи урока:

• научить пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;

• различать их по пространственным значениям;

• формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;

• научить детей правильно произносить и писать предлоги;

• развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

• воспитывать взаимопомощь.

Оборудование:

• картинки: цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме;

• карточки-схемы предлогов;

• картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;

• маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;

• карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;

• разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;

• карточки с предложениями для индивидуальной работы.

I. Организационный момент 

Приветствие.

1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).

Логопед показывает детям картинки:

– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме).

Логопед даёт установку на запоминание, после чего картинки убираются. 

– Назови, что запомнил!

– Назови картинки из первого столбика!

– Назови картинки из второго столбика!

– Назови живые предметы!

– Назови неживые предметы!

Логопед подводит итог работы.

2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).

Логопед произносит словосочетания:

– Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.

– Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно? (1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи).

– Давайте вспомним, что у нас получилось?

– Помогайте мне: хлеб – из муки. и т. д.

– А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!

–. , что ты запомнил?

–, что мы говорили о варежках и столе?

–, что мы говорили о хлебе и телефоне?

–. , назови первое и последнее словосочетание.

–. , назови 3-е и 4-е словосочетание.

Логопед подводит итог работы.

III. Изучение нового материала.

1) Игра "Задания".

– Что помогает нам понять положение предметов в пространстве(Предлог).

– Что такое предлог(Маленькое слово)

– Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно!

– Возьмите ручку. Положите её в коробку. Где лежит ручка? (В коробке)

– Возьмите ручку в руку! Где сейчас ручка? (В руке)

– Положите ручку в тетрадь! Где ручка? (В тетради)

– Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах? (В)

– Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".

Демонстрируется карточка со схемой предлога "В". Дети рассматривают и запоминают изображение.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола)

– Ручку? (Из стакана)

– Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили(ИЗ)

– А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог ИЗ.

Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ. Дети рассматривают и запоминают изображение.

2) Игра «Куда спрятался?»

У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШИФОНЬЕРА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК.

Дети помещают маленький предмет В., ИЗ. Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.).

Логопед подводит итог работы.

IV. Закрепление изученного материала (проводит логопед)

1) Игра «Составь предложение»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный. Сжатые пальчики разгибать по-одному в соответствии с текстом.

Пальчики не ссорятся.

Вместе дело спорится Сжать пальцы в кулак и разжать и

разжать их.

У каждого ребенка по одной карточке с двумя наклеенными картинками и 2 маленьких карточки-схемы предлогов В и ИЗ.

Карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель.

Логопед подводит итог работы.

2) Физкультминутка.

Дети выходят к доске и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:

. встанет посередине кабинета,

. встанет перед. ,

. встанет за.,

. встанет между. и. ,

а. встанет перед.

– А сейчас мы будем лепить снежки!

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой комок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

3) Игра «Собери сказку» на развитие мыслительных операций.

Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Учащиеся собирают свои картинки, рассматривают их. Опрос по-очереди, начиная с самого слабого ученика.

– Из какой сказки твоя картинка?

Логопед подводит итог работы.

4) Гимнастика для глаз (проводит логопед)

5) Пальчиковая гимнастика

6) Работа с графическими схемами предложений (проводит логопед)

Дети вслух читают своё предложение, вставляют маленькое слово-предлог, называют маленькое слово, выкладывают схему (у каждого ученика своё предложение,

которое написано на карточке). Предложения подобраны по степени сложности.

1. Из крана капает вода.

2. В лесу громко поют птицы.

З. Мама поставила цветы в вазу.

4. Машина быстро выехала из ворот.

5. Нитки лежат в большой синей коробке.

6. Мальчик достал учебники из портфеля.

Логопед подводит итог работы.

7) Работа в тетрадях и на доске.

Дети  слушают предложение, после чего чертят схему предложенияПредложения подобраны по степени сложности для каждого ребёнка.

1. Белка спала в дупле.

2. Никита слепил зайца из пластилина.

З. Из магазина дети принесли продукты.

4. Высоко в горах лежит белый снег.

5. В кустах прячутся трусливые зайчишки.

6. Мама привела малыша из детского сада.

Логопед подводит итог работы.

V. Итог урока (проводит логопед)

– Скакими предлогами мы сегодня познакомились?

– Что такое предлоги? Для чего они нужны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»

Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Зимнее путешествие снежинок к Госпоже Метелице»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя«Зимнее путешествие снежинок к Госпоже  Метелице»Составили: Учитель-логопед Редькина П.Е. 1 категорияВоспитатель: Наров...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет «Путешествие к Снежной королеве»

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи образовательные: − расширять словарный запас по теме « Зима. Зимние забавы»; − обогащать эмоцио...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1. Образовательные:- Расширять и уточнять словарный запас,...