Система развивающих игр по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Попова Валентина Александровна

В методиеской разработке рассмотрена коррекционно-логопедическая работа по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшего дошкольного возраста, которая благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации в целом. Автор подчеркнул необходимость и важность своевременного развития устной речи детей как одного из показателей готовности к школьному обучению. В тексте определены этапы специально организованной образовательной деятельности дошкольников с нарушением речи по уточнению и расширению их словарного запаса через систему развивающих игр, создающих условия для полноценного общения и общего развития ребенка. Статья может быть интересна педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s-ma_razviv._igr_po_obogashch.slovarya1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Система развивающих игр по обогащению словаря детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Трудно переоценить значение общего развития ребенка в дошкольном возрасте. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. 

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе становления речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые затрудняют процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми нарушениями.

Актуальность данной темы значительна: 1. Развитая устная речь детей дошкольного возраста - это один из показателей готовности ребенка к обучению в школе; 2. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором определена образовательная область «Речевое развитие» и как одно из ее направлений - «обогащение активного словаря»; 3. Заинтересованность со стороны государства вопросами эффективного воспитания и развития детей дошкольного возраста; 4. Неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей.

Проблема заключается в том, что по окончании дошкольного обучения дети с ОНР не овладевают целевым ориентиром, в котором выражается следующее достижение воспитанника: « … ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…» без специально организованной образовательной деятельности.

Процесс развития устной речи затрудняют множественный лексические нарушения у воспитанников. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский).

 Работу по обогащению словаря как одного из компонентов устной речи следует строить через систему коррекционно-логопедического воздействия, включая взаимосвязь всех участников данных отношений (воспитанник, родители, учитель-логопед) и правильно созданную предметно-развивающую среду.

  Коррекционно-логопедическая работа по обогащению словаря воспитанников, которая проводится поэтапно:

I этап – уточнение лексического значения слов;

II этап – развитие умения воспитанников употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи;

III этап – формирование обобщающей функции речи. 

В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр должна стать составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми. Каждая игра адаптируется под изучаемую тему.

I. Игры, направленные на уточнение лексического значения слова:

1. Настольные игры «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики». Цель - обогащение предметного словаря, развитие логического мышления.

Данные игры являются одним из эффективных способов обогащения словаря детей. Проводя игру, воспитанникам объяснялось её правило. В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые картинки-образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков.

2. Игра «Чудесный мешочек». Цель - обогащение предметного словаря (в процессе игры обратить внимание на правильность грамматического оформления слов).

3. Игра «Что не так?». Цель - обогащение предметного словаря, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Инструкция: «Правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляют ошибки.

4. Игра «Меморина». Цель - обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Принцип игры: найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек (в зависимости от возраста и развития ребёнка). Карточки разложены на столе изображением вниз, что как раз и создавало эффект неожиданности. Игроки по очереди открывали карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.

5. Игра «Путаница». Цель - обогащение предметного словаря, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

6. Игра «Подбери слово». Цель - обогащение и уточнение активного словаря (подбор подходящих слов к названным определениям, словам-действиям).

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

7. Игра «Кто как кричит». Цель – учить детей подбирать слова-действия по способу подачи голоса.

8. Игра «Запомни и назови». Цель - развитие  активного словаря детей.

9. Игра «Часть - целое». Цель - обогащение предметного словаря, закрепление названия частей целого предмета или объекта.

  Описание. Детям называют части предмета или объекта, а они догадываются, о каком предмете идёт речь и называют его. Например, корень, ствол, ветки – дерево; спинка, ножки, сиденье – стул; крылья, клюв, хвост – птица и т.д.

10. Игра «Какой?» Цель - развитие словаря признаков.

11. Игра «Исправь ошибку». Цель - развитие глагольного словаря, логического мышления (Повар лечит, а врач готовит. И т.д.).

12. Игра «Снежный ком». Цель - развитие активного словаря, закрепление «новых» слов в связной речи.

      Описание. Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

II. Игры, направленные на развитие умения воспитанников употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи. Подбор игр осуществляется с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом:

  1. Игры «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой) и «Кто скажет иначе?» (с мячом). Цель - введение в речь синонимов разных частей речи.

Дети вставали в круг и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку или мяч.

Бой - битва, сражение.

Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.

2. Игра «Упрямые дети». Цель – обогащение словаря-антонимов.

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

3. Игра «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря - антонимов. Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом».

4. Игра «Угадай слово». Цель – обогащение словаря-антонимов.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью:

 Дуб большой, а рябина ...

Сосна высокая, а куст ...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка ...

Опёнок съедобный, а мухомор ...

III. Игры на формирование обобщающей функции речи:

 1. Игра «Четвертый лишний» Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Цель - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Описание. Логопед, бросая мяч ребенку, называет 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Например, день, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

2. Игра-пазл «Обобщение». Цель - закрепление обобщающих понятий, развитие произвольности внимания, логического мышления, мелкой моторики.

3. Игра «Назови одним словом». Цель - закрепление обобщающих понятий.

Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи овладевает целевым ориентиром: «… хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…», только при создании: 1) условий развития, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту и видам деятельности; 2) развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Использование данной методики способствует расширению словарного запаса, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.

Список литературы

1. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А Я. №2 (14) 2005.- 4с.

2. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с.

3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.- 217с.

4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 240с. (48).

5. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -М.: ТЦ. Сфера, 2005. -112с.

6. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

7. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006. -368 с.

8. Смирнова Л.Н.Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: «Мозаика- Синтез»,2006. - 80с.

9. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного

возраста. // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005,- 9с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

Коррекционно-развивающее занятие "Праздник каши" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данное занятие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. Возрастная категория детей 5-7 лет. В процессе реализации практического материала дети усваивают знания о каше, как проду...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...