Формирование фонематического слуха через игру
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Олеговна Токарева

Формирование фонематического  слуха  у  детей   происходит при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно,  при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_foneticheskogo_razvitiya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха через игру

Консультация для воспитателей

    Основным компонентом восприятия речи  является фонематический слух.  Под фонематическим слухом  понимается способность человека слышать отдельные фонемы  языка или звуки в слове.  

   Формирование фонематического  слуха  у  детей   происходит при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно,  при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам  родного языка.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие -ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.

   К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

   Как правило, у детей  с задержкой речевого развития фонематический слух  грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко  могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г,  с-ц, с-ш, ш-ж  и другие.

  Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

    Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).  

Игра «Слушай, думай, отвечай -  с нужного звука  начинай»

Цель игры:  развитие фонематического слуха и восприятия;

 закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация  и расширение словаря  детей;

 развитие мыслительных операций.

Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.

1. Слушай, думай, отвечай,

со звука А начинай.

1

Крупная перелетная птица с длинным клювом.

аист

2

Пассажирский транспорт.

автобус

3

Мужское имя

Антон

4

Доктор, который лечил зверей.

Айболит

5

Фрукты

Ананас, апельсин, абрикос

6

Садовые цветы

астры

7

Женское имя

Анна, Алла

8

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

арбуз

2. Слушай, думай, отвечай,

со звука У начинай.

1

Домашняя и перелетная птица

утка

2

То назад, то вперёд 
Ходит бродит пароход. 
Остановишь - горе! 
Продырявит море!

утюг

3

Часть суток

утро

4

Женское имя

Ульяна

5

Место, где гуляют взрослые и дети.

улица

6

Теремок, гляди, ползет, 
На себе его везет 
Хозяюшка богатая, 
Хозяюшка рогатая.

улитка

3. Слушай, думай, отвечай,

со звука О начинай.

1

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, 
Собрались овечки у небесной речки.
 

облака

2

Время года

осень

3

Упрямое домашнее животное

осел

4

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.

оса

4.   Слушай, думай, отвечай,

со звуков М-Мь   начинай.

1

Мною умываются, слёзы появляются.                                                                                

мыло        

2

Дикий зверь.                                              

медведь

3

Овощ, у которого едят корень.        

морковь

4

Инструмент, которым забивают гвозди                          

молоток

5

Сильный холод зимой.        

мороз        

6

Напиток из ягод.        

морс

7

Кукла одна в другой.                        

матрёшка

8

Маленькое животное с длинным хвостом          

мышка

9

Стол, стул, шкаф – это …                                

мебель

10

Помещение, где продают и покупают товар.  

магазин

11

Транспорт.                                                                                

машина        

12

Мера времени.                                                          

минута

13

Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых.        

молоко

14

Знак вычитания.                                                        

минус

15

Переход через реку.        

мост

16

Насекомые – санитары леса.                                        

муравьи

17

Мужское имя.                                                  

Михаил, Максим

18

Снежная буря.

Метель

19

Его едят и зимой, и летом.

Любят и взрослые, и дети.                              

мороженое  

20

 Женское имя                                                                    

Маша, Марина.

21

Его уронила в речку девочка Таня

мяч

5. Слушай, думай, отвечай,

со звуков П-Пь начинай.

1

 Он нужен каждому ученику.  

Пенал, портфель

2

Он приходит в каждый дом,

И приносит новости.                                                                                                                                            

почтальон

3

Говорящая птица

попугай

4

Без нее не проживет ни один человек.

пища

5

Тарелка, сковорода, чашка – это

посуда

6

Овощ на грядке.

помидор

7

Птица с красивым хвостом.

павлин

8

Женская одежда.

платье

9

Мужское имя.

Павел, Потап

10

Детеныш свиньи.

поросенок

11

Первый день недели

понедельник

12

Оценку, которую любят ученики

пять

13

Последний рабочий день недели

пятница

6. Слушай, думай, отвечай,

со звуков Т-Ть начинай.

1

Домашняя обувь.

Тапочки

2

Он поможет поговорить с другим городом.

Телефон

3

В ней пишет ученик.

Тетрадь

4

Ящик, из которого доносится изображение и голос.

Телевизор

5

Дерево, с которого облетает пух.

Тополь

6

Женское имя.

Таня, Тоня

7

Автобус, автомобиль, самолет-это.

Транспорт

8

За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Этот северный …

тюлень

9

Цифра

три

10

Мужское имя

Толя, Тима

11

Маленькая коровка или детеныш коровы

теленок

12

По небу плывут, дождик несут

тучи

 

7.  Слушай, думай, отвечай,

со звуков С-Сь   начинай.

1

Засохший хлеб                                                                        

сухарь

2

 Домашнее животное                                                              

свинья

3

Игра со  снегом                                                    

снежки

4

Шестой день недели                                            

суббота

5

Часть слова                                                          

слог

6

Вежливое слово                                                          

спасибо

7

Обувь для дождливой погоды                                                  

сапоги

8

Мастер по дереву                                             

столяр

9

 Дерево  с длинными иголками                 

сосна

10

Зимующие птицы                                                

сорока, синица, снегирь

11

Милицейский сигнал

свисток

12

Частичка снега

снежинка

13

Ночная птица

сова

14

Комната, в которой спят         

спальня

15

Часть лестницы, на которую ставят ноги         

ступенька

16

Кусок ткани, которым покрывают стол

скатерть

17

Человек, который живет рядом                         

сосед

18

Музыкальный инструмент                                

скрипка

19

Отпечаток ноги на снегу, песке                        

след

20

Число больше шести, но меньше восьми                 

семь

21

Отец, мать, дочь, сын –это

семья

22

Ты весь мир обогреваешь, 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ... 

солнце

                                        

8. Слушай, думай, отвечай,

со звуков К-Кь начинай.

1

Домашние животные

Корова, коза, кошка

2

Маленькая кошечка- это

котенок

3

Черный Ивашка, 
Деревянная рубашка, 
Где носом пройдет - 
Там заметку кладет.

карандаш

4

Овощ

картофель

5

Садовая ягода

клубника

6

Школьные принадлежности

краски, карандаш

7

Напиток из сухофруктов

компот

8

Северная полезная ягода

клюква

9

Детеныш козы

козленок

10

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл -
Всех проглотит ...

крокодил

9. Слушай, думай, отвечай,

со звуков Г-Гь начинай.

1

Часть тела.        

глаза, губы, голова

2

Фрукты                                

груша, гранат

3

Опята, маслята, грузди – это                                                                        

грибы

4

Птичий домик.        

гнездо

5

Место для посадки овощей.                                                                            

грядка

6

Дикая и домашняя птица.

голубь, гусь

7

Сигнал, подаваемый тепловозом                              

гудок

8

Перелётная птица.

грач

9

Место для проживания в  другом городе

гостиница

10

Мелкий овощ.                                        

горох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха через игру.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...

Формирование фонематического слуха через игру

Развитие фонематического слуха  имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основ...

Формирование фонематического слуха через игру.

Формирование фонематического слуха через игру.Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностн...

Формирование фонематического слуха через игру.

     Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требов...

Формирование фонематического слуха через игру

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодо...

Консультация для педагогов «Формирование фонематического слуха через игру»

Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха; определить методы и приемы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения....