Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»
статья по логопедии (старшая группа)

Автомонова Елена Васильевна

Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика,   по развитию речи детей. В этой  методике  сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. А так же это система упражнений, заданий,  музыкально-двигательных, пальчиковых, коммуникативных игр. Использование элементов логоритмики позволяет вызвать у детей желание выполнять сложные игровые элементы упражнений, развить у них  коммуникативные способности, а так же творчески относиться к заданиям, самостоятельно контролировать выполнение правил игр, использовать полученные умения в общении со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»

        Уважаемые коллеги, родители и посетители моего сайта!

        Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика,   по развитию речи детей. В этой  методике  сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. А так же это система упражнений, заданий,  музыкально-двигательных, пальчиковых, коммуникативных игр.

Для того, чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми ТНР,  в своей практике я использую элементы логоритмической методики,  опирающиеся на связь слова, музыки и движения. Занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

        Главная цель логоритмики — развитие речи через движение  и оздоровление ребёнка.

Логоритмические упражнения включают в себя такие  задачи:

Коррекционные задачи:

развить чувство ритма и такта;

научить правильному речевому дыханию;

улучшить общую и мелкую моторики;

развитие координации речи с движением

развить внимание, память и слуховое восприятие;

включить в речь ребенка мимику и жесты;

научить плавности произнесения слов и фраз.

Воспитательные задачи:

воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Оздоровительные задачи:

укрепление костно-мышечного аппарата;

развитие физиологического дыхания;

развитие координации движений и моторных функций;

воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи:

формирование двигательных навыков и умений,  пространственных представлений развитие переключаемости;

        Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку и без нее дают хорошие результаты в формировании правильной речи детей с ТНР. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует  снятию психоэмоционального  напряжения, учит  соблюдению ритма, правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

        Логоритмические упражнения могут быть различными: это и хлопки, щелчки, притопывание, ходьба, подскоки, простые танцевальные движения и др.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

 Это ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Например, динамическая пауза, игровое задание «Полетаем»

«Полетаем»

Раз, два - 2 хлопка

Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой.

Три, четыре - 2 хлопка

Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны

Раз, два –

Хлопок в ладоши - 1 хлопок.

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре, 4 хлопка

Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны.

Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка

И на месте походили. Ходьба на месте.

Особое внимание нужно обращать на речевое сопровождение логоритмических упражнений. Проговаривание текста совместно с выполнением ритмичных движений способствует развитию чувства ритма. Тексты должны быть ориентированы на возраст детей. Также стихотворения не должны быть очень большими по объему. Желательно использовать такие тексты, в которых можно повторить несколько раз одни и те же движения, например:

Слова:

Кот шагает по дорожке

Топ-топ-топ

Дети хлопают в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп.

Почему, скажите мне,

Все поет?

Просто рады все весне.

Вот, вот, вот.

Движения:

Хлопки.

Притопы.

Прыжки на месте.

Хлопки.

Ходьба.

Пожимают плечиками.

Ходьба.

Прыжки на месте.

        

        Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях. Например,

 

 ААА ААА ААА - Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу.

 (На ударном слоге стукнуть молоточком).

 Упражнения выполняются с отхлопываниями в ладоши. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

 

 Мой весёлый звонкий мяч.

 Ты куда помчался вскачь?

 Жёлтый, красный, голубой,

 Не угнаться за тобой. (С. Маршак)

Упражнения, регулирующие мышечный тонус:

 являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

«Ронять руки»

 Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

«Кулачки – кисти»

 Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

«Поднимать и опускать плечи»

 Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.

"Лодочка"

Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

"Снеговик"

 Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

"Дерево"

 Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

Логоритмические упражнения с  музыкальным сопровождением.

На занятии включать как физкультминутку, под сопровождение презентацией  с  музыкой:

«У жирафа…»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса.

С помощью упражнений  выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Например, : сдуть ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.

 Или следующее упражнение, тарелка наполнена водой и дети дуют на лёгкие предметы, находящиеся в воде, например, кораблики.

 Использовать игры с  мыльными пузырями, игрой на духовых музыкальных инструментах - дудки, губная гармошка, флейта.

Дыхательные упражнения: поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.

Упражнения на распределение внимания и развитие памяти:

«Передай»:

Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.

Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

«Зоопарк»:

Цель: распределение внимания.

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

По команде : «Звери»- дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей: зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

«Запрещенное движение»:
Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.

 Пальчиковые игры:

 «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

 Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;

 Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;

 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;

 Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.

упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.

 Вот, например, как строится работа над произношением:

 «Лошадка стучит копытцами»:

 Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу.

  «Пёс рычит»:

 Логопед показывает картинку с изображением пса, произносит ряд звуков, ребёнок проговаривает по подражанию: «р-р р-р-р».

«Дорожка слов»:

 Для автоматизации звука в словах дети продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… ». Это упражнение выполняется после проговаривания по повторению.

 Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Примерный речевой материал:

 ра-ра-ра – нам домой уже пора

 ка-га-ка – мне нужна сейчас мука

 ла-ля-ла – быстро крутится юла и т.д.

        Применение элементов логоритмических упражнений на занятии с логопедом требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, задания помогают детям становиться более собранными, эмоциональными, уверенными в своих силах.

Использование элементов логоритмики позволяет вызвать у детей желание выполнять сложные игровые элементы упражнений, развить у них  коммуникативные способности, а так же творчески относиться к заданиям, самостоятельно контролировать выполнение правил игр, использовать полученные умения в общении со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...