Праздник Правильной Речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Панова Наталья Владимировна

Материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям логопедических групп. праздник направлен на повышение интереса родителей к логопедической работе в ДОУ.                                                Задачи: предоставить возможность каждому ребёнку старшего дошкольного возраста продемонстрировать свои успехи перед детьми и родителями;

повысить интерес родителей к логопедической работе в ДОУ;

развивать артикуляционную моторику, дикцию;

показать уровень сформированности произносительных навыков;

воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу, умение работать в коллективе сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_pravilnoy_rechi.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: подведение итогов логопедической работы за учебный год в праздничной обстановке.

Задачи: предоставить возможность каждому ребёнку продемонстрировать свои успехи перед детьми и родителями;

повысить интерес родителей к логопедической работе в ДОУ;

развивать артикуляционную моторику, дикцию;

показать уровень сформированности произносительных навыков;

воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу, умение работать в коллективе сверстников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Магнитная доска
  2. Мальберт
  3. Наборное полотно
  4. Медали для родителей «Говорун», «Тараторка», «Язык без костей»
  5. Речецветик (на лепестках звуки С,З,Ц,Ш,Ж,Л,Р)
  6. Маски, костюмы: кот, кикимора, зайчик, жук, ворона.
  7. Кубики – кочки, скамейка. Покрытая синей тканью – речек, пенёк.
  8. Разноцветный сундучок, картинки: удочка, лес, ель, йогурт), буквы У, Л, Е, Й.
  9. Пазлы для счёта и соотнесения количества с цифрой.
  10. Дипломы для всех детей «Укротитель непослушного язычка»
  11. Речецветик с заданием для лета (задание составлено индивидуально для каждого ребёнка в соответствии с нарушениями)

Зал украшен шарами, цветами. Дети под музыку  «АБВГДейка» входят в зал и усаживаются на стульчики.

Логопед:

Посмотрите сколько света,

     И улыбок и гостей!

     Это добрая примета.

     Значит праздник у дверей!

        Не будьте робки. Пусть смело и звонко ваш голос звучит. Вы все ходили на логопедические занятия. Боялся трудных слов язык: дрожал, не слушался. И, наконец, услышал: «Молодец!»

Ребёнок:

       Говорим всегда красиво,

       Смело и неторопливо.

       Ясно, четко  говорим.

       Потому что не спешим.

Ребёнок:

       У нас во рту живёт язык,

        К словам знакомым он привык.

       Легко сказать ему: вода,

       Утёнок, небо, нет и да.

       Но пусть он скажет: черепаха.

       Не задрожит ли он от страха?

Дети: Черепаха.

Логопед: Пусть повторит за мной язык

                 Такое слово: боровик.

Дети: Боровик.

Логопед: А теперь наш язычок Скажет: чики-чики-чок.

 Скажем вместе: ща-ща-ща, Щука смотрит на леща.

 Так же быстро: жа-жа-жа,  Есть иголки у ежа.

 Шу – шу – шу – шубу новую ношу.

 За – за  - за – вот идёт коза.

 Ло – ло – ло – летом будет всем тепло.

 Цы- цы- цы – мы, ребята, молодцы.

  Са – са – са – вот  летит оса.

  Ра – Ра – Ра – начинается игра.

Логопед: Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно работали. А давайте послушаем, как работают язычки у ваших родителей. (Дети садятся на стулья)

        Конкурс скороговорок с родителями.

Скороговорки:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

  1. Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

     4. Тридцать три вагона в ряд

         Тараторят, тарахтят.

      5. Три сороки тараторки тараторили на горке.

        Награждение: Медальки со званием: «Говорун», «Тараторка», «Язык без костей».

Пока идет игра, незаметно входит кот и укладывается спать рядом с цветком – речецветиком..

Логопед: Ой, ребята, мы тут расшумелись, а посмотрите-ка, там Кот спит. Посмотрите, он спит около волшебного цветка – речецветика. Интересно, что ему снится?

Вдруг забегает в зал Кикимора, обрывает с речецветика все лепестки, сметает их к себе в корзину и убегает.

Просыпается Кот.

Кот: Мне приснился интересный сон про Кикимору. Будто она приходила сюда и сорвала волшебный цветок – речецветик, который я охранял по просьбе Феи звуков. Но вы, ребята, не бойтесь. Ведь она приходит только во сне или в сказке. Давайте я вам лучше песню спою. (Поёт песню, искажая звуки.)

        Ой, что это со мной?!

        Выбегает Кикимора.

Кикимора: Хи-хи-хи, так тебе и надо (дразнит Кота)

Кот: Оказывается Кикимора есть на самом деле! Что же мне теперь делать?

Логопед: Не переживай Кот. Ребята помогут тебе отыскать лепестки речецветика. Давайте поиграем. Может Кикимора поиграет с нами и станет добрее и исправится.

Тише, мыши,

Тише, мыши

Кот идёт и еле дышит.

Тише, мыши! (мыши ходят на носочках, потом садятся)

Кот ищет мышей.

Мышки, серые воришки,

Сыр нашли в кладовке мышки.

Но не спит хозяйский кот,

Он кладовку стережёт.

За подобные делишки

Может кот порвать штанишки. (кот треплет каждого ребёнка за одежду, дети садятся на места).

Логопед:

Кот с мышами не шути

Лепесток ты нам найди!

 Кот находит лепесток со звуком «Ш».

Логопед прикрепляет к цветку лепесток со звуком «Ш». Какого он цвета? (красный).

Кикимора: И совсем я не собираюсь исправляться. Но у вас тут весело, и я, пожалуй, останусь

Кот: Исправляться ты не собираешься? Значит, мне придется всю жизнь шепелявить?

Кикимора: Да! (Дразнит Кота)

Кикимора: Не уйду, не хочу.

Логопед: Ты же обещала, должна держать свое слово.

Кикимора: Ладно уйду, только пусть сначала эти дети расскажут мне, как они научились так красиво говорить.

1. На занятья к логопеду

   Аж вприпрыжку я бегу.

   Ведь учительнице строгой

   Показать язык смогу.

2. Мы расселись по порядку,

    Дружно делаем зарядку,

    Не ногами, не руками,

    А своими… язычками

3. Не далеко и не близко,

    Не высоко и не низко,

   Жили-были звуки

   В одной логонауке.

4. Поутру они вставали,

    Сразу дружно повторяли.

    Так весь день они трудились.

     Говорить они учились.

5. Звук «С» улыбался,

   С горочки катался.

   Ветерок, дуй холодней,

   Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»

6. Вот со звуком «С» слова:

   Ястреб, ласточка, сова.

   Сом, гусыня и оса.

   Слон, собака и лиса.

7. А теперь сильней подуем,

   Звук «Ш» выдуем.

   Труды даром не прошли,

   Звуки мощные пошли.

8. Мы со звуком «Ш» играли

   И картинки подбирали:

   Карандаш, машина, книжка,

   Шляпа, бабушка, малышка.

9. «Л» - наигрался,

   И за дело взялся.

   Сделал быстренько седло,

   И помчался на село.

10. Долго звук я «Л» учил

     И словечки заучил:

     Лапа, лапы, лапочки,

     Лампа, лампы, лампочки.

11. «Р» - решился поразмяться,

     И в словах поупражняться!

     Чашечку он смастерил –

     Ничего не позабыл!

     А потом как зарычал –

     Язычок как задрожал!

- Р – р – р!

Кикимора: Ну, хорошо, уйду и лепесток вам отдам. А остальные ищите сами!

        Кикимора уходит и отдаёт детям один лепесток со звуком «С».

Логопед: Какого цвета лепесток? (жёлтый) Логопед прикрепляет к цветку лепесток со звуком «С».

Кот: Слава богу! Кикимора ушла, значит, я могу так же правильно и красиво произносить все звуки, как и вы. Мне так понравились ваши стихи. Я тоже хотел бы почитать вам свои стихи. Только немного подзабыл их. Вы будете мне помогать? (Да).

          Гладко, плавно лился стих.

        Вдруг споткнулся и притих.

        Ждет он и вздыхает,

        Слова не хватает.

        Чтобы снова в добрый путь

        Стих потек, как речка,

        Помоги ему чуть-чуть –

        Подскажи словечко.

        Отлежал себе живот

Лежебока, рыжий … (кот)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под… (крана)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая… (лисица)

Логопед: ну, а нам пора в путь за другими лепестками. Логопед вместе с детьми поет песню

Дружно за руки возьмемся,

На полянку мы пойдем.

По дорожке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Логопед вместе с детьми выполняет логоритмические упражнения:

«Прогулка»

Раз, два, три,

По дорожке мы прошли.

( дети маршируют за логопедом)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

 ( дети идут на носочках с высоко поднятой головой)

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

( прыжки через кубики-кочки)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

 (переход по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей).

Играет музыка дети встречают на поляне ЗАЙЧИКА (ребёнок).

Зайчик 

     Скок-поскок, скок-поскок,

   Зайка прыгнул на пенек,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочках подтянись,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Логопед: Итак, разминка закончена. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вам понадобится не только умение быстро и четко произносить слова, но и быть внимательным, и хорошенько запоминать.

        Игра «Купила бабушка»

Купила бабушка себе курочку. 2р.

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе уточку. 2 р.

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе индюшонка. 2 р.

Индюшонок: фалды-балды,

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе кисоньку. 2 р.

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фалды-балды,

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе собачонку. 2р.

Собачонка: авки-авки,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фалды-балды,

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе поросенка. 2 р.

Поросенок: хрюки-хрюки,

Собачонка: авки-авки,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фалды-балды,

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе коровенку. 2 р.

Коровенка: муки-муки,

Поросенок: хрюки-хрюки,

Собачонка: авки-авки,

А кисонька: мяу-мяу,

Индюшонок: фалды-балды,

Уточка: тю-тю-тю-тю,

Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе телевизор. 2 р.

Телевизор: время, факты,

Диктор: ша-ля-ля-ля-ля.

Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.

Логопед:

Посмотри под пенек.

Там волшебный лепесток.

(Ребенок находит  лепесток Речецветика со звуком «З» и отдает логопеду. Логопед прикрепляет на стене к серединке цветка  лепесток со звуком «З»)

Вылетает пчела

 Ла-ла-ла, я веселая пчела.

Ул-ул-ул, ветерок подул.

Ала-ала-ала,

Пчелка крыльями махала

Ила-ила-ила,

Пчелка мед носила.

          Логопед:

Здравствуй, пчелка

Как дела?

Где летала, где была?

Пчела:

Все тружжжусь, жужжу, жужжу,

Мед я в улей приношу.

Пчела играет с детьми в игру «Разноцветный сундучок» (определение первого звука и буквы в слове, дать характеристику звуку)

Картинки: удочка (у), лиса (ль), ель (е), йогурт (й)

Логопед: 

      Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя), загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произнося звуки в слове, называет ее и определяет первый звук в слове, находит букву и выставляет на панно рядом с картинкой. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки собраны, все буквы расставлены по порядку на панно – получается слово УЛЕЙ.

Логопед:

Ты в свой улей загляни,

Лепесточек там найди.

(ребенок приносит  лепесток речецветика со звуком «Л» и отдает логопеду. Логопед прикрепляет на стене к серединке цветка  лепесток со звуком «Л»)

Вылетает жук

Я жук, я жук

Я тут живу

И день и ночь жужжу:

Жжж, жжж.

Логопед:

Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи

Жук:

Жу – жу, жу

     Я на листике сижу

 Логопед:

Жук, жук, пожужжи

Надо мною покружи.

Жук:

Жу, жу, жу

Я летаю и жужжу.

Жук играет с детьми в игру «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)

Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, хлопает в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.


Грустный — ... (веселый),      

мокрый—...(сухой),
сильный — ...(слабый),        

старый — ...(молодой),

большой — ...(маленький),      

высокий—...(низкий),
широкий — ...(узкий),        

толстый — ...(тонкий),

длинный — ...(короткий),      

горячий — ...(холодный), больной — ...(здоровый),        

день — ...(ночь).

 Логопед:

Ты летаешь, жук везде

Помоги нашей беде,

Полетай, пожужжи,

Лепесточек отыщи.

(Ребенок приносит  лепесток со звуком «Ж» и отдает логопеду. Логопед прикрепляет на стене к серединке цветка  лепесток со звуком «Ж»

 Вылетает ворона

Не скажу я никому

Почему тигры рычат: гаррр

Вороны кричат: каррр

Летит вертолет: дррр

Трактор ревет: тррр

И не догадается никто,

Что тигры рычат,

Вороны кричат,

Чтоб научить всех ребят,

Трудный звук рррр выговаривать.

Ворона играет в игру «Соедини пазлы». Дети на карточках считают количество цветов, бабочек, птичек, находят соответствующую количеству цифру и соединяют пазлы.

Логопед:

Ой ворона, молодец

Хорошо произносишь звук рррр

И умеешь считать.

Принеси нам лепесточек.

( Ребенок приносит лепесток речецветика со звуком «Р» и отдает логопеду. Логопед прикрепляет на стене к серединке цветка  лепесток со звуком «Р»)

Вылетает оса

Са – са – са, прилетела к вам оса.

Су – су – су, вы увидели осу,

Сы  - сы – сы, не боитесь вы осы?

Дети хором:

Са – са – са, улетай скорей оса.

Ай – ай – ай, ты нас больше не кусай.

Оса:

Я не буду вас кусать

Буду с вами танцевать.

Дети с осой танцуют танец «Лето»

Оса:

Вы плясали так красиво,

Вам огромное спасибо,

И за это вам, друзья,

Лепесток вручаю я.

( Оса вручает детям лепесток речецветика со звуком «Ц» и отдает логопеду. Логопед прикрепляет на стене к серединке цветка последний лепесток со звуком «Ц»)

Логопед: Ребята,  посмотрите на наш речецветик, мо собрали все лепесточки и вы так красиво научились произносить все звуки.

Исполняет вместе с детьми песню

Песня про звуки (На мотив «Песни о мамонтенке»)

I куплет

Исполняет логопед:

Когда в детский сад все ребята пришли,

То многие звуки сказать не могли,

Свистеть и шипеть не умели,

Рычать и трещать не хотели.

Исполняют дети:

Но вдруг логопед на помощь пришла

И многие звуки сказать  помогла.

Теперь говорим мы красиво,

Большое за это спасибо.

II куплет

Исполняет логопед:

Мы знаем, что много есть   звуков на свете

Шептанье деревьев и плеск у волны.

Бывают и звуки речи

Мы точно их знать все должны.

Исполняют дети

Сссссс, ззззз, шшшшшш,

Жжжжж, лллллл, ррррр

Теперь говорить мы умеем.

ЛОГОПЕД:

       Представление кончаем.

       Всем здоровья мы желаем.

       Чтоб с речью не было проблем,

        Мы рады будем помочь всем.

 Все молодцы! Наш праздник подошел к концу. Ваши язычки справились со всеми трудностями, преодолели все препятствия. Я присваиваю вам всем звания «Укротители непослушного язычка» и вручаю дипломы.

Вы многому научились, но ещё не всё получается, чтобы за лето не забыть то, чему вы научились я хочу подарить вам каждому речецветик. В нём вы найдёте подсказку: за какими звуками в своей речи нужно следить, чтобы произносить их правильно и задания и стихи, которые помогут вам в этом. У каждого будет своё задание!

Дети по очереди рассказывают стихи про каждый звук лепестка речецветика

              Звук «С»

Распластай язык пошире,

Кончик –к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

       Звук «З»

Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко Ззз… произнесем.

З заливисто звенит,

Звонко З в словах звучит:

Зайка, зонт, звонок, загадка,

Зал, значок, звезда, зарядка!

       Звук «Ж»

Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит:

Жужелица, жук, жужжанье,

Жар, жемчужина, журчанье

      «Звук Л»

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа.

               « Звук Р»

- Ррр! – ракета рвётся ввысь!

- Ррр! – рычит сердито рысь.

- Ррр, - рокочет ровно робот.

Р сказать и ты попробуй!

-Ррр! – возьмемся за учебу!

-Ррр! – язык широкий – к нёбу!

Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

Ррр – раскатистый и громкий,

Ррр – рокочущий и звонкий!

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Магнитная доска
  2. Мальберт
  3. Наборное полотно
  4. Медали для родителей «Говорун», «Тараторка», «Язык без костей»
  5. Речецветик (на лепестках звуки С,З,Ц,Ш,Ж,Л,Р)
  6. Маски, костюмы: кот, кикимора, зайчик, жук, ворона.
  7. Кубики – кочки, скамейка. Покрытая синей тканью – речек, пенёк.
  8. Разноцветный сундучок, картинки: удочка, лес, ель, йогурт), буквы У, Л, Е, Й.
  9. Пазлы для счёта и соотнесения количества с цифрой.
  10. Дипломы для всех детей «Укротитель непослушного язычка»
  11. Речецветик с заданием для лета (задание составлено индивидуально для каждого ребёнка в соответствии с нарушениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста .

Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста ....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....