Использование технологии Синквейн в речевом развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Роттер Марина Александровна

Актуальность данного метода «СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии Синквейн

в речевом развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Актуальность данного метода «СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Метод Синквейн педагоги начали применять сравнительно недавно. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

 Актуальность и целесообразность использования дидактического

синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- новая технология – открывает новые возможности, так как современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя – логопеда;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

-облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса;

- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

- носит характер комплексного воздействия, то есть не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Целью работы является формирование лексико-грамматической

стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования технологии «дидактический синквейн».


Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
1. Простота.

Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.
2. Синквейн является игровым приёмом.
3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).
- закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- стимулирует развитие творческого потенциала
5. Может использоваться, как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «Синквейн».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и написанная по определённому правилу (алгоритму).
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
Способы работы с дошкольниками по синквейнам.
1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну .
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение»,

введение графического изображения в виде ёлочки.

II Этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический.
Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.


Результативность данной работы:
Дети владеют практическими навыками составления синквейна.
• Становится более легким процесс усвоения понятий и их содержания.
• Расширяется и активизируется словарный запас.
• Закрепляются знания о вопросах частей речи и их обозначениях , о предложении.
• Совершенствуется навык использования в речи синонимов, предлогов.
• Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
• Вырабатывается постепенно способность к анализу.
• Лучше развивается фразовая речь.

Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми
Из всего сказанного можно сделать вывод.

Вывод
Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей с ОВЗ, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

Данный материал поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений научить детей с помощью схем, таблиц, карт составлению  описательных рассказов, сказок....

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Особенности речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте. Как развивать речь детей в 3-4 года.

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие...

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника  как  совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации....