Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с ТНР "Знакомство с разными видами театра.Драматизация сказки -"Как собака друга искала""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цыбирганова Юлия Михайловна

В фольклоре существуют мифы, легенды, сказки, которые пытаются дать объяснение природным и социальным явлениям.

Мордовская сказка «Как Собака друга искала» — одна из таких. Она объясняет дружбу человека и собаки. Сказка не ставит поучительную цель. Но послушав ее, дети будут относиться к четвероногим друзьям с большей заботой и симпатией.

Мораль сказки «Как Собака друга искала»: недаром существует афоризм о собачьей преданности человеку «верный, как собака». Собаки наделены способностью любить больше, чем люди. Нельзя на преданность братьев наших меньших отвечать предательством. Мораль сказки«Как Собака друга искала» можно определить так: собака – друг человека. Помните об этом и донесите эту мысль до своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-skazka.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

                         УТВЕРЖДАЮ

                                                 заведующий  МДОУ « Детский сад

                                                                                                         комбинированного вида 167»                                                        ______________/Марченко Н.А./

                                                                                                                             

                                           Конспект открытого НОД

по формированию навыков  развития  связной речи.

Драматизация мордовской сказки

   «Как собака друга искала»

 

                                                                             Проведено: учителем-логопедом

                                                                              Цыбиргановой Ю.М.

                                                   Саратов-2022

 Цель: продолжать учить детей эмоционально и активно слушать и эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

Задачи:
Коррекционно-образовательные: 

-систематизировать знания детей о домашних животных, формировать навык употребления творительного падежа имён существительных с предлогом «с»;

-закрепить  навык подбора имён прилагательных к именам существительным согласование их в роде, числе, падеже;

-формировать навык употребления притяжательных прилагательных;

 Коррекционно-развивающие: 

-развивать речевую активность, совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в звукопроизношении, развивать творческую инициативу.
-развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки;

-развивать дикцию, артикуляционный аппарат;

-развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

-продолжать совершенствовать умение детей интонационно выразительно проговаривать заданные фразы;

-развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки;

-развивать дикцию, артикуляционный аппарат;

-развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

-побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.

  Коррекционно- воспитательные: 

-воспитывать умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения.

-воспитывать желание запоминать, воспроизводить рассказанное на память,

 -воспитывать интерес к устному народному творчеству.                                               

Оборудование: макет 1(Деревенский двор, игрушки –домашние животные и детёныши),макет 2(маркер игрового пространства),предметные картинки-домашние животные(собака, кошка, корова ,лошадь, овца, коза, кролик ,свинья), наборы театров(пальчиковый, фетровый, театр на фланелеграфе),наборы предметных картинок для сказок.

Костюмы героев (заяц ,волк, собака ,медведь ,уж ,мышь, лягушка, уж, человек),домик, пеньки ,елочки ,полянка и оформление лесной полянки,

Запись песни «Если с другом вышел в путь»

                                       

Психогимнастика.

Дети все собрались в круг,

Я -твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня ждет нас  не привычное и что-то  необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Вы друг другу помогайте, на вопросы отвечайте.

Нужно нам угадывать, нужно узнавать

Игры интересные нам будут помогать.

 Уч-лог: И сегодня мы отправляемся с вами в волшебный мир театра, где нас ждут интересные роли и разные превращения в  героев. Хотите быть настоящими артистами? Тогда надо отправиться в путешествие и на разных станциях выполнить задания… а я поработаю в нашем театре режиссёром .И в конце наш ждёт настоящее действо…Тогда рассаживайтесь на места.

И первая игра «Разминка театральная».

Но мы в наше путешествие возьмём ещё и  тех , кто для человека является другом. Тех , о ком надо заботиться ,ухаживать и кормить ,а  они в свою очередь принесут пользу… О ком идёт речь? Кого возьмём с собой?

Дети: Домашних животных.

  И сейчас предлагаю показать наших героев ,но использовать при этом язычок губки, голос, разную интонацию, всё, что используют актёры.

Прочту стихотворения:

1.Язычок ведь, как копытца,                          

Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет,        

Лишь усердней цокать станет.

                          

2. Жарко нашему Дружку:  

(Язык высунуть изо рта, частые           

Вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)                

Дружок устал, - воды напился.

 (Лакательные

движения языком.)

3.Целый день телёнок ест.

Как ему не надоест?

Ест телёнок потому,

Что надо вырасти ему!(жевательные движения)

4.Любит котик молоко

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко

Не устав нисколечко!

(лакательные движения).

 А теперь подключив голос, изобразите:

Грустная кошечка

Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»?

- Открывайте поскорей! Мяу!

Очень холодно зимой! Мяу! –

Мурка просится домой, - Мяу

Огорчённый телёнок

Слышно в поле: «Му-у-у-…, му-у-у-…»

Кто зовёт и почему «Му-у-у-…»?

Это же телёнок!

Бурёнкин он ребёнок!

Очень огорчается:

Никто не откликается! «Му-у-у-…!»

Сердитый Полкан»

- Почему сердит, Полкан?

- Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, -

Всё! Не буду я служить!

Я волшебной палочкой проведу и  все снова превращаются в детей группы Радуга и нас ждут  новые интересные задания. Мы оказываемся у макета «Деревенский двор». Здесь можем поиграть с игрушками .И такой вид театра называется настольный.

Взрослые животные и детёныши потерялись  .Помогите собрать семьи.    

 Игра «Кто с кем?»

 С овцой  – (ягнёнок)

Со свиньёй – (поросёнок)

С коровой – (телёнок)

С лошадью – (жеребёнок)

С собакой – (щенок)

С козой – (козлёнок)

С кошкой – (котёнок)

С крольчихой –(крольчонок)

 Уч-лог:И теперь, когда все нашлись ,закончите предложение:

 Довольна корова своими …. телятами,

Овечка довольна своими …. ягнятами,

Кошка довольна своими …. котятами,

Кем же довольна свинья? …. поросятами.

Довольна коза своими …. козлятами,

А я довольна своими …. Ребятами

(сели на стулья)

Уч-лог:А ещё ребята есть такой  вид театра, который мы используем ежедневно-это  пальчиковый театр. И наши пальчики тоже участвуют, так как у актёров очень подвижная пластика рук. И сейчас новая игра:

«Подбери нужное слово»

Детеныши в домике этом живут.

(сжимаем и разжимаем кулачок)
Их мамы зовут – они сразу бегут.

(«зовём ладошкой»)
(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.)
Жеребеночек…(какой?) быстрый,
Котенок (какой?)пушистый,
Теленок (какой?)бодливый,
Щенок(какой?) шаловливый,
Козленок(какой?) рогатый,
Убежали все ребята.
Все пальцы – снова в кулак.

А теперь перейдём к макету, где представлены театр на фланелеграфе и театр

бумажных героев. И нас ждёт игра  : «Собери осенний и зимний пейзаж». Разделитесь на 2 команды и соберите картины.

В игре  «Найди героев сказок» также поменяйтесь командами и соберите персонажей сказок.

Теремок:

(муха ,комар, мышка, лягушка ,зайчик ,лиса ,волк, медведь)

Лиса и заяц(или Заячья избушка)

(лиса, заяц, собака, медведь, бык, петух)

«Петушок-золотой гребешок»

(петух ,кот, дрозд, лиса)

«Лиса и волк»

  (дед ,баба, рыба ,лиса, волк).

Игры была нелёгкой, но мы справились .

А теперь немного отдохнём:

Физкульминутка «Хозяюшка»

Наша – то хозяюшка
Сметлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала: (
идти по кругу, взявшись за руки)
Чашечку собачка моет языком. (сложить ладони чашечкой, «облизывать» её)
Свинка собирает
Крошки под окном. (
присесть, наклонять ритмично голову).
По столу котище
Лапою скребет
. (встать, правой рукой делать движения к себе )
Половичку козочка

Веничком метет. («мести» пол)

 Молодцы, ребята. Мы выполнили задания и стали настоящими артистами ! и теперь мы гостям покажем спектакль.

Объявляется антракт, артистов попрошу в гримёрку, а декораторов установить декорации. (детей переодеть, ужа под стул мне).

Музыка «В гостях у сказки»

              Инсценировка сказки «Как собака друга искала»

Уч-лог :У каждого человека есть своя малая родина, где они родились и живут.  Мордва – народ, живущий на территории Саратовской области ,У него своя культура, свои песни, мордовские игры и сказки. А сейчас мы с вами покажем мордовскую сказку : «Как собака друга искала».  И вот я открываю книгу сказок и сказка начинается.

Дети на пеньках сидят…

Арина: Давным –давно в лесу жила собака. Захотелось собаке друга себе найти, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

Собака Вероника : Давай, зайка, с тобой дружить. Вместе веселее жить.

Зайка-Камиль :

С тобой дружить согласен я.

 Будем мы с тобой друзья.

 Будем жить с тобой вдвоем – будешь другом мне во всем.

Арина: Легли они спать. Пробежала мимо них мышь.

 Мышь-Алиса: Пи-пи-пи.

Собака –Вероника! Гав-гав-гав!

Зайка-Камиль:Зачем лаешь?

Твой голос громкий слышать не могу.

На нас накличешь ты беду!

Услышит волк, придет сюда и нас съест!

Собака –Вероника : Друг из тебя неважный, волка боишься.

 Мне нужен друг отважный.

Арина: Обиделся заяц и убежал, а собака пошла искать волка.

Встретила его в глухом овраге и говорит.

Собака -Вероника Давай волк с тобой дружить, вместе жить.

 Будем жить с тобой вдвоем – будешь другом мне во всем.

Арина : Легли они спать. Мимо них лягушка прыгает.

Лягушка-Алиса : Ква-ква-ква!

Собака Вероника : Гав-гав-гав!

Волк-Егор : Зачем лаешь?

Твой голос громкий слышать не могу.

На нас накличешь ты беду!

Услышит медведь, придет сюда и нас съест!

Собака-Вероника : Друг из тебя неважный, медведя боишься,

Мне нужен друг отважный.

Не буду с тобой дружить.

Арина: Обиделся волк и убежал, а собака пошла искать медведя.

Видит, идет медведь.

Собака-Вероника : Давай, медведь- богатырь с тобой дружить. Вместе веселее жить.

Медведь – богатырь-Стёпа:

 С тобой дружить согласен я

Будем мы с тобой друзья.

 Будем жить с тобой вдвоем – будешь другом мне во всем.

Арина : Легли они спать. Мимо них уж ползет.

Уж-Захар: Ш-ш-ш-ш.

Собака-Вероника : Гав-гав-гав!

Медведь- богатырь-Стёпа: Зачем лаешь?

Твой голос громкий слышать не могу.

 На нас накличешь ты беду!

Человек придет – шкуру с нас сдерет!

Собака-Вероника : Друг из тебя неважный.

Мне нужен друг отважный. Человека боишься!

 Не буду с тобой дружить.

Арина: Обиделся медведь и ушел. Пошла искать собака человека. Видит-идет человек.

Собака-Вероника :

Человек, давай с тобой дружить.

Вместе веселее жить.

Человек (Денис):

 С тобой дружить согласен я.

Будем мы с тобой друзья.

Будем жить с тобой вдвоем.

Будешь другом мне во всем!

Арина: Ночью собака лает,

Дом охраняет.

А человек ее не ругает.

Собака-Вероника : Гав-гав-гав!

Арина : Спасибо собаке говорит, за службу верную ее благодарит!

Арина(я): С тех пор собака и человек живут вместе. Вот и закончилась наша сказка. В этой сказки счастливый конец, а кто ее исполнял тот -молодец!

Уч-лог: В роли Собаки-Вероника З,и др…..

Уч-лог: Мне хочется пожелать вам, чтобы вы были всегда дружными, помогали друг другу, были смелыми, не как герои этой сказки.

Уч-лог: Кто в дружбу верит горячо

Кто рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадет.

В любой беде не пропадет.

А сейчас мы исполним песню о дружбе.

 Рефлексия :Песня «Если с другом вышел в путь…»(гости подпевают)

 Угощения детям

Артисты, зрители! Все были хороши!

По хлопаем друг другу от души.    

  Угощения детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса».

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса»....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...