Дидактические игры по теме «Зимующие птицы»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Прохоренко Марина

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека речевых игр16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Зимующие птицы»

«Кто как голос подает?»

Цель: пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы».
Педагог предлагает вспомнить, как птицы подают голос:
ворона каркает, воробей чирикает, сорока стрекочет, сова ухает, синица тинькает, голубь воркует.

          «Зимующие - перелётные»

Цель: закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц, учить отличать зимующих птиц от перелётных.

Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц, а затем найти среди них и назвать перелетных и зимующих птиц.
         
«Один – много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа.

Дятел – дятлы, перо - …, стая - …, сова - …, крыло - …, клюв - …, птица - …, снегирь - …, ворона - …, воробей - …, кормушка - … .

           «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Сова – совушка, галка - …, голубь - …, ворона - …, снегирь - …, воробей - …, синица - …

           «Четвертый лишний» 

Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные». 

  • Воробей, ласточка, сорока, синица. 
  • Голубь, дятел, снегирь, грач.
  • Сорока, воробей, соловей, дятел.
  • Ворона, скворец, сова, галка.
  • Клёст, воробей, свиристель, кукушка.

           «Сосчитай птиц» 

Цель: закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными. Детям предлагается сосчитать птиц до пяти, используя числительные. 

  • Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
  • Одна синица, …две …, три …, четыре …, пять… .
  • Одно перо, два …, три …, четыре …, пять …. и т.п.

             «Назови действие»

Цель: активизировать глагольный словарь.

Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.

«Что есть у птицы?»

Цель: активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц.  Педагог предлагает детям перечислить части тела птицы.

Голова, клюв, глаза, лапы, когти, шея, туловище, грудка, крыло, хвост.  

                «Новые слова»

Цель: учить образовывать сложные прилагательные.

Детям предлагается составить из двух слов одно.

Если у снегиря грудь красная, то он какой? (красногрудый)

Если у синицы желтая грудка, то она ... (желтогрудая).

Если у сороки черный хвост, то она … (чернохвостая).

Если у сороки белый бок, то она … (белобокая).

Если у синицы черная голова, то она … (черноголовая).

Если у вороны черные крылья, то она … (чернокрылая).

           «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

  • Крыло чье? – голубиное, воробьиное …
  • Клюв чей? – вороний, голубиный …
  • Хвост чей? – совиный, воробьиный …
  • Голова чья? – голубиная, воробьиная …

           «Скажи наоборот» 

Цель: упражнять детей в подборе антонимов. 

У вороны клюв большой, а у воробья - …, 

У сороки хвост длинный, а у синицы - …

У вороны туловище крупное, а у воробья - …

У воробья лапки тонкие, а у вороны - …

У дятла клюв толстый, а у синицы - …

          «Какой птицы не стало?»

Цель: упражнять в употреблении падежных форм существительных (родительный падеж). 
На доске размещены 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из картинок. Затем взрослый спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало воробья», «Не стало снегиря» и т.д.

           «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Педагог называет зимующую птицу, а ребенок подбирает признаки, которые ее характеризуют (цвет, размер и т.д.)

Воробей (какой) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый и т.д.

Ворона (какая?) – большая, черная, …, …

          «Угощение для птиц»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.

На доске размещены картинки с изображением зимующих птиц. На столе лежат карточки с изображением корма для этих птиц. Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему картинку с изображением корма и говорит: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Перелетные и зимующие птицы"

Игра предназначена для детей  в возрасте от 4 лет. Игра можетбыть использована как в НОД , так и в свободное время для общего кругозора детей. В процессе игры  развивается интерес, внимание,...

Дидактическая игра " Перелётные и зимующие птицы" ( средняя группа )

Дидактическая задачаЦель: совершенствовать и обобщать у детей средней группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.Задачи:1. Закрепить умение детей различать...

Дидактические игры по теме "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста

Дидактические иры сделаны своими руками  в рамках проекта "Зимующие птицы"...

Комплект дидактических игр "Лэпбук" Тема: "Зимующие птицы нашего края" (для детей 6- 7 лет)

Важным аспектом современного российского образования является «научение учиться самому», поэтому перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находит...

Дидактическая игра по теме "Зимующие птицы"

Дидактическая игра "Покормите птиц зимой" (магнитная)...

Картотека дидактических игр по теме "Зимующие птицы"

Материал предназначен  для работы по проекту "Зимующие птицы"....

Дидактическая игра "перелетные и зимующие птицы"

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста....