Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Прохоренко Марина

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека речевых игр17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы

  1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

 Цель: учить подбирать определения к предмету, явлению. Игровое правило: педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету. Например: Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

  1. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Игровое правило: воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает… Например: новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.

  1. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету».

 Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие? Например: зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.

  1. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову… Например: снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Игровое правило: воспитатель называет время года: «Зима». Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.

  1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать речь, память, мышление, быстроту реакции. Игровое правило: воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом – (не бывает); снег зимой – (бывает); мороз летом – (не бывает); капель летом – (не бывает); лёд зимой замерзает –(бывает); летом дети делают кормушки птицам – (не бывает); зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает); и т. д.

  1. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить детей составлять предложения с заданным количеством слов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям опорные слова: снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку. Например: В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

  1. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года. Игровое правило: воспитатель называет время года (зима) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.

  1. Дидактическая игра «Кто больше знает слов»

Цель: найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима»Игровое правило: воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег»Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

  1. Дидактическая игра «Времена года»

Цель: развивать внимание, мышление и речь. Игровое правило: воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима, весна, лето, осень). Дети по приметам определяют и называют время года.

  1. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровое правило: воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.

  1. Дидактическая игра «Слова – родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Игровое правило: воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.

  1. Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространённое предложение. Игровое правило: воспитатель называет слово (зима). дети придумывают предложение с заданным словом.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда»«Зима»Например: шуба – (шубка); снег – (снежок); шапка – (шапочка); мороз – (морозец); горка – (горочка) и т. д.

  1. Дидактическая игра «Назови одним словом».

Цель: закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда»«Зимняя обувь»Игровое правило: воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда»«Зимняя обувь», дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам.

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить составлять распространённые предложения. Игровое правило: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика). На нашем участке стоит… (весёлый снеговик).

  1. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово».

 Цель: учить подбирать слова к заданным. Игровое правило: воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово. Например: снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи на тему: «Мой любимый город – Белорецк!»

Цель:Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на фотографии города, закреплять знания о памятниках города.Формировать быструю реакцию на слово, развивать уме...

Открытое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе

Итоговое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"

Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"...

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова ....

Конспект по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе

Конспект по развитию речипо теме "Зима"в старшей группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые».

Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые»....

Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли....