Консультация для педагогов: Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
консультация по логопедии

 

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях. Любое логопедическое занятие, какова бы не была его цель, обязательно должно быть  четко структурировано.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и содержание

индивидуальных логопедических занятий

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях. Любое логопедическое занятие, какова бы не была его цель, обязательно должно быть  четко структурировано.

При их подготовке и проведении логопед должен:

 - сформулировать тему занятия, при выборе которой необходимо опираться на программу ДОУ для детей с нарушением речи, тематическое планирование или индивидуальный перспективный план работы с ребенком, дефект речевого развития ребенка, время года и наличие социальных явлений; (Примерные темы логопедических занятий: «Осень. Звук С.», «Дикие животные. Звук Л», «Предлог НА. Звук З в предложении».)

-цель занятия – это то, ради чего данное занятие проводится, чего вы хотите добиться в результате. Формулировка цели может начинаться словами: автоматизировать, дифференцировать, познакомить, научить, закрепить, систематизировать и т.д. Цель занятия практически всегда одна, но если занятие комбинированное или интегрированное может быть 2 и 3 цели. Например если тема: «Предлог НА. Звук З в предложениях» цель: автоматизировать произношение звука З в предложениях.

Цель логопедического занятия реализуется через постановку и достижение ряда задач образовательного, коррекционно-развивающего, воспитательного и здоровьесберегающего характера. Все задачи должны быть сформулированные в одной грамматической конструкции: либо с неопределенной формой глагола либо с существительным в именительном падеже. В программное содержание включается 4 вида основных задач:

-образовательные;

-коррекционно-развивающие;

-воспитательные;

-здоровьесберегающие.

В логопедических конспектах логично начинать формулировать задачи с коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающие задачи:

Коррегировать произношение;

Коррегировать и развивать связную речь;

Коррегировать речевое дыхание;

Коррегировать и развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие и мелкую моторику.

Образовательные задачи:

Варианты формулировок – формировать у ребенка представление о…, выявить, знакомить, уточнить, систематизировать, дифференцировать (по рекомендациям Е.Н.Краузе 3 задачи - идеальный вариант).

Воспитательные задачи – это воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, нравственные качества (любовь, бережное отношение к…, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.).

Здоровьесберегающие задачи – это планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости, следить за осанкой, способствовать созданию благоприятного психологического климата, соблюдать режим охраны зрения, чередовать статические и динамические задания.

    —Далее необходимо определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

1.Организационный момент (оргмомент) – 5%.

2. Основной этап. Работа с дидактическим материалом – 90%.

3. Итог занятия – 5%.

Оргмомент призван сконцентировать внимание ребенка и сориентировать его на работу. Цель оргмомента – этот введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда – включить ребенка в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах. Это и обычная подготовка к занятию, оргмомент в стихах, создание конфликтной ситуации и др.

Второй этап – основной - реализует цель занятия, соответствует стадии изучения материала темы детьми: 1.актуализация занятий; 2.изучение нового материала;3.усвоение изученного материала; 4.закрепление изученного материала; 5.повторение, обобщение и систематизация материала; 6.контроль знаний и умений; 7.коррекция знаний, умений и навыков.

Третий этап – итог занятия. Он включает в себя: подведение итогов, оценка деятельности детей или ребенка. Оценивание проводится педагогом либо ребенком. Эффективно оценивать работу ребенка с помощью поощрений.

Необходимо

— постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

— разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

— учитывать зону ближайшего развития ребенка;

— осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

— кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

— уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука,  дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.

Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту и способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка. В более сложных случаях требуется механическая помощь.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработка новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявляются в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

У детей с ОНР нарушение  произношения в «чистом виде» не встречается. Понятие ОНР применяется к такой форме патологии речи  у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:

 - раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

 - развитие речи с учетом закономерностей развития детской речи в норме;

- взаимосвязанное формирование фонетико -  фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка);

 -  дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

 -  связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизированным звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения — обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

 - развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

 - формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

 - развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

 - совершенствование лексико-грамматических конструкций;

 - развитие неречевых психических процессов;

 - развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись речи детей во время занятия и выполнения ими отдельных упражнений. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспекты занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, деятельности, система поощрений позволяют поддерживать  интерес детей на протяжении определенного отрезка времени. 

Логопеду приходится применять разнообразные формы организации и проведения занятий.  Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать  его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Приведем несколько вариантов:

к нам пришел гость, посылка, письмо, план, поле чудес, стройплощадка, проявляющаяся картинка, путь по карте, цирк, занятие-сказка, веселая школа и др. чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Структура прогулки"

Структурные компоненты прогулкиНепременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими ум ственными и практическими действиями. Эта з...

«Сухой бассейн», как одна из форм самомассажа в структуре индивидуально - подгруппового логопедического занятия.

Массаж  - один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическо...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Консультация для педагогов "Структура занятий в соответствии с ФГОС ДО"

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем....

Структура и содержание логопедических занятий с использованием информационных технологий

Сущность логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса,грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста сОНР,...

Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....

Консультация для педагогов Структура и методика занятий по заучиванию стихотворений.

Консультация для педагогов  Структура и методика занятий по заучиванию стихотворений. на примере стихотворения "Зима недаром злиться "...