Система работы учителя-логопеда с родителями детей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии

Керина Елена Александровна

В статье проводится анализ работы с родителями воспитанников в межаттестационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kerina_e.a._sistema_raboty_s_roditelyami.docx829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Керина Елена Александровна, учитель-логопед

Система работы учителя-логопеда с родителями детей группы компенсирующей направленности

Для повышения эффективности логопедического сопровождения детей с ОВЗ, ставлю перед собой цель: создать условия по максимальному включению семьи ребёнка в коррекционно-образовательный процесс, внося, тем самым, свой вклад в формирование комплексной системы «детский сад – семья», направленного на коррекцию нарушений речевого и психического развития. Достигаю это путем решения задач: выявления уровня потребностей, возможностей семьи в направлении коррекции нарушений, формирования и поддержки достаточной мотивации родителей к преодолению нарушений ребенка, т.к. она имеет тенденцию к снижению и потому нуждается в постоянном контролируемом воздействии, формирования достаточного уровня теоретических и практических знаний о приёмах коррекционной работы, позволяющих в домашних условиях содействовать динамике речевых и неречевых процессов, что будет способствовать непрерывности курса логопедической работы.

В своей практике использую разнообразные формы работы с родителями, создающие в совокупности комплексную систему взаимодействия.

Анкетирование родителей провожу 2 раза в год: «Давайте познакомимся» (2017 г., 2020 г.), «Оцените состояние речи вашего ребёнка» (2018 г., 2021 г.), «Готов ли ваш ребенок к школе?» (2019 г.), «Удовлетворенность качеством логопедической работы» (ежегодно). Результат: полученные данные позволили проанализировать, спланировать, скорректировать курс просветительской работы с семьей.

Родительские собрания провожу 3 раза в год совместно с воспитателями группы компенсирующей направленности: «Стратегия и тактика коррекционной работы в средней группе» (2017 г., 2020 г.), «Что мы знаем и умеем» (2018 г., 2021 г.), «Особенности речи детей 5-6 лет с ТНР» (2018 г., 2021 г.), «Итоги коррекционной работы за учебный год» (ежегодно). Результат: у 68% группы родителей за 2017-2020 гг. и у 89% за 2020-2022 уч.г. сформировано комплексное представление о целях, задачах, содержании, структуре коррекционного процесса на учебный год, результатах учебного года, и, соответственно, у 32% и у 11% - частичное.

В системе провожу логопедические тренинги: «Запуск речи – нюансы работы» (2017 г., 2020 г.), «Артикуляционная гимнастика – фундамент коррекции звукопроизношения» (2018 г., 2021 г.), «Развиваем фонематическое восприятие дома» (2018 г., 2020 г.), «Развиваем внимание и память» (2019 г., 2022 г.); семинары-практикумы: «Мелкая моторика и речь» (2018 г., 2022 г.), «Между делом на кухне» (2019 г., 2022 г.), «Учим стихи» (2018 г., 2022 г.); мастер-классы: «Прыгаем, играем – речь развиваем» (2018 г., 2021 г.), «Развитие межполушарных связей. Зачем и как?» (2020 г.), «Учимся читать» (2019 г., 2022 г.). Результат: повышение мотивации родителей к преодолению нарушений, повышение уровня компетентности в среднем до 78%.

С периодичностью 1-2 раза в месяц оформляю стенды приёмной группы тематическими консультациями: «Учим ребёнка ориентироваться в пространстве», «Ребёнок из Зазеркалья», «Ребёнок зарычал (зашипел, засвистел)?», «Компьютер спешит на помощь» и др. За годы работы собрано более 50 стендовых консультаций, которые ориентированы на каждый из трёх лет работы с родителями. 1-2 раза в год предлагаю по результатам тренингов буклеты (например, «Учимся правильно пересказывать», «Игры на развитие фонематического слуха», «Основы обучения чтению» и др.), памятки («Этапы автоматизации звукопроизносительных навыков», «Закрепляем правильные речевые навыки», «Формируем простую фразу») с основными тезисами освоенного содержания. Результат: за 2017-2020 гг. по данным опроса 65% родителей регулярно и 35% время от времени интересуются информацией стендов, буклетов и памяток.

Сопровождаю семьи воспитанников посредством индивидуальных консультаций и бесед. Результат: сформировано представление о содержании индивидуального образовательного маршрута ребенка, об эффективных приемах работы с их ребёнком, определены достоинства ребенка и его успехи. Особое значение придаю именно индивидуальному сопровождению семьи, так как именно оно повышает результативность комплексной работы. С 2017-2020 гг. было проведено 72 индивидуальных консультаций.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка, возникшая в 2020 г. из-за вспышки коронавирусной инфекции, способствовала изменению приоритетных форм работы с семьей – выходу на первый план взаимодействия дистанционной формы работы с родителями воспитанников. Благодаря распространённости современных средств связи, активного использования цифровых технологий, у меня появилась уникальная возможность идти рука об руку с родителями к конечной цели. Групповые формы работы (собрания, тренинги и др.) с 2020 г. провожу в программе Zoom, анкеты создаю в «Google Формы». 

Потребность сделать жизнь детей нового 2020-2023 гг. набора визуально открытой для родителей, потребность сформировать комплексное представление о ходе коррекционной работы, о его многогранности и многоуровневости, потребность развивать психолого-педагогическую компетентность родителей побудило меня использовать инновационную форму работы с родителями в социальной сети Instagram. С октября 2020 г. по май 2022 г. в системе вела аккаунт @gruppa_rodnichok по законам правильного оформления профиля – первые страницы всех постов и видео IGTV созданы в программе Canva и выдержаны в одном стиле. Аккаунт насчитывал более 200 публикаций. Через посты информировала родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса по направлениям: 1) знакомство с педагогами группы, с расписанием их образовательной деятельности; 2) знакомство с содержанием лексической темы каждой недели учебного года; 3) темы и содержание непосредственно образовательной деятельности воспитателей, мастер-классов продуктивной деятельности для родителей болеющих детей; 4) темы и содержание моей образовательной деятельности как учителя-логопеда; 5) фрагменты (фото и видео) индивидуальных логопедических занятий и занятий родителей с детьми; 6) консультации, которые публиковались в соответствии с календарно-тематическим планированием; 7) поздравления детей с днями рождения, оформленных видео с тематических праздников («День Матери», «Новый год» и др.). Был проведён прямой эфир выполнения артикуляционной гимнастики с группой детей. Такая функция, как сторис, использовалась для демонстрации самых первых этапов формирования связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности в деталях: какой сначала вопрос задать, какой ответ получить от ребёнка, на что обратить внимание. Именно сторисы позволили родителям увидеть этот процесс моими глазами. Результативность такой работы была подтверждена повышением количества просмотров в сравнении с постами на 20%. Обратная связь с подписчиками осуществлялась через комментарии к постам, лайки, сообщения в директ.

С сентября 2022 г. мною был организован канал «Группа «Родничок» на платформе Телеграм.

Индивидуальные консультации за последние два года также приняли цифровой формат и показали свою максимальную эффективность. Приложение-мессенджер Viber позволило мне объединить родителей детей в пять чатов – «Учим звук [Ш]», «Учим звук [Л]», «Учим звук [Л’]», «Учим звук [Р]», «Слоговая структура слова». Если раньше родители получали письменные рекомендации в папках, то сейчас материал стал визуально более разнообразным: видео комплексов артикуляционной гимнастики, картинки (слайды из разработанных мною презентаций в формате png), аудиофайлы с моим образцом произнесения и пояснениями, ссылки на необходимые онлайн-платформы (например, https://vini.by и др.) и страницы моего персонального сайта. Обратная связь осуществляется через личные чаты: родители присылают аудиофайлы с речью своего ребенка или видео выполнения рекомендаций, в ответ я отправляю значок-реакцию из индивидуального, составленного мною, стикер-пака («Молодец!», «Отлично!» и т.п.). Постепенно личные чаты стали для меня ежедневной платформой виртуальной коммуникации с родителями: присылаю им видео с индивидуальных занятий, обращаю внимание на детали, что особенно важно на этапе постановки звука – родители могут несколько раз пересмотреть материал и отработать упражнения правильно.

Результаты традиционной и инновационной (дистанционной) форм взаимодействия:

1) по результатам анализа анкет в 2022 г. в среднем 92% группы родителей сформировано полноценное представление о комплексной коррекционной и образовательной деятельности педагогов группы и у 8% - частичное;

2) родители повысили мотивацию и компетентность в вопросах методики коррекции речи, результатом чего стал факт отсутствия отката в речевом развитии воспитанников после летних каникул (2021 г., 2022 г.);

3) по результатам опроса 100% группы родителей чувствуют «защищённость» ребёнка не только в вопросе комфортного пребывания в детском саду, но и в вопросе уровня профессионализма педагогов.

Использование данных практик помогает родителям стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, единомышленниками и помощниками учителя-логопеда.

Данные гистограммы №3 показывают и подтверждают, что цель взаимодействия с семьёй достигнута: включенность родителей второго набора увеличилась в средней группе 2020-2021 уч.г. по сравнению с 2017-2018 уч.г. на 12%, в старшей 2021-2022 уч.г. по сравнению с 2018-2019 уч.г. уже на 20%. В 2022-2023 уч.г. остаётся задача удерживать 100% уровень включенности.

Работу с родителями провожу и на уровне всего учреждения. С 2017-2020 гг. выступала на общих родительских собраниях с темами: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» (2018 г.), «Роль связной речи в речевом развитии дошкольника» (2019 г.), «Основы обучения грамоте» (2020 г.). Публиковала консультации на страницах сайта учреждения в сети Instagram, с марта 2022 г. – в VK. За межаттестационный период, как член консультационного центра «Родительская академия «Ступеньки», организованного МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик» по вопросу речевого развития, провела более 20 индивидуальных консультаций родителей детей города Абакана.

Таким образом, организованная мною работа с родителями воспитанников реализуется в системе и эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

годовой план работы учителя - логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 станицы  Копанской муниципального образования Ейский район...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое о...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя, работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит отражен...