Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Представлена технологическая карта лого-коррекционного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_differ._r-l.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Учителя-логопеда Абалмазовой Л.В.

Задачи: коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки [Р], [Л] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференцировать звуки [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;

коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
-  отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами
- развивать внимание, память, мышление

коррекционно-воспитательные:
- продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
- воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям

Оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала, губные гармошки, предметные картинки, знаки –артикулемы, круг-апельсин, разрезанный на доли с изображением животного

№ п/п

Этапы

Время

Виды деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

1.

Мотивационно - целевой

5 мин.

1.1

1.2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализация знаний, формирование цели .

1.Положительный эмоциональный настрой.

Дети слушают по телефону аудио-загадки

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко,
Ну, конечно, это…
Бобр.

Из земли поднялся холм
И рассыпался потом.
А наверх через подкоп
Вылез странный землекоп.
Кто прорыл подземный ход? –
Слеповатый черный …

2.Дыхательная гимнастика.

« Белка принюхивается».

Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вздохе резко идут навстречу друг другу.

3.Психологическая установка: ключевые слова занятия : помощь, доброта, успех, дружба.

Девиз: «Самообладание — не помеха, а залог успеха» 

4. Артикуляционная гимнастика (зеркало)
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Отгадывание загадки

Скачет он то тут, то там

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой

Кто, скажите, он такой…-заяц

Он кто? (животное)

Составление звуковой дорожки

Белка , крот

Выделение первого звука в словах

[Р] [Л]

Изолированное произношение

По нейродорожкам.

Характеристика звуков

[Р] – согласный, звонкий, твердый

[Л] - согласный, звонкий, твердый

Вывод: они сложные звуки,  похожи, значит их можно перепутать и неправильно произносить

Возникновение проблемной ситуации:

Что делать?

-Искать различия..

Постановка цели занятия

Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать

Создаю условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в познавательную деятельность («хочу», «надо», «могу»)

Создаю условия постановки проблемной ситуации

Устанавливает внутреннюю потребность познавательной деятельности « хочу»

Устанавливает тематические рамки ( «надо»), «могу»)

Обобщает акустические знания о звуках, а именно, определяет их общие свойства

2.

Ориентировочный

3 мин

2.1

Открытие нового знания

(построение проекта выхода из затруднения)

- Мы должны найти различия этих звуков

Как? Ваши предложения…

Способ различения: расположение губ, языка, воздушная струя (фонема – артикулема)

Наш помощник – зеркало

-изолированно произносим звуки

- какие органы участвуют в этой работе.

[р]- губы – улыбка, язык -наверху, вибрация.

[Л] – губы в форме последующего гласного ), язык- вверху, боковой выдох.  - находим различие

Вывод: различная воздушная струя

Руковожу действиями детей с помощью подводящего диалога и исследовательского метода

Ставит цель( как научиться различать звуки) для устранения затруднений.

Определяет средства исследования

Проговоривает новое знание- ( вывод)

3.

Поисково-исследовательский

5 мин.

3.1

Повторение и закрепление способов различения звуков

Различение положения губ и языка, воздушной струи

« Узнай и разбей на две группы» по принципу различных положений языка, губ

( знаки- артикулемы - предметные картинки)

 Проверка: назови,

кто лишний , докажи ( класс животных)

( названия детенышей)

У лошади - жеребенок,

а у медведицы - …медвежонок

Динамическая пауза

Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

Выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждогоребенка.

Организую усвоение детьми я нового способа действий при решении задач с их проговариванием

Координирую выполнение упражнений и правильное произношение звуков и слов

Фиксирует затруднения в выполнении пробного учебного действия

Комментирует и доказывает различение звуков

Выполняет движения,  сопровождают их словами стихотворения

4.

Практический

15 мин

Закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст».

Дифференциация в слогах и словах.

Лого -игра «Эхо»

Ра-ра-ра –на полянке жара

Ло-ло-ло –на улице тепло

2.Дифференциация в словосочетаниях .
-Работа со словами : скакала, прорыл,
дрожал, ржал, Соотнеси с нужным животным и проговори словосочетание: крот прорыл. жеребенок заржал,  заяц дрожал

3.Дифференциация в предложениях.

Лексико-грамматическая работаhttps://multiurok.ru/files/tekhnologiia-logopedicheskikh-zaniatii-po-fgos-rea.html

Мы делили апельсин

Животных много

Он – один (все)

Эта долька для жирафа

Эта долька для зайчонка

Эта долька для ужа

Эта долька для козы

Эта долька для ежа

Эта долька для змеи

Эта долька для жука

Эта долька для стрекозы

(все) Медвежонку ж - кожура –

Он сердит на нас – беда

Разбегайтесь кто куда!

Покажи и назови

У кого звери – покажи и назови ( класс млекопитающие)

У кого насекомые – покажи и назови

Кого не показали?

(змея, уж) – класс пресмыкающиеся (новое понятие)

Организую усвоение обучающимися нового способа действий при решении задач с их проговариванием

Закрепляет новые знания в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст».

5.

Рефлексивно –оценочный

2 мин

Какую задачу ставили ? Удалось ли ее решить?

Что у вас получилось хорошо?

Над чем нужно поработать?

Организую оценивание детьми собственной деятельности, фиксирую неразрешенные затруднения для будущей познавательно-исследовательской деятельности

Одобрение работы  Молодцы! Вы старались

Самооценка результатов своей деятельности и всех участников

Используют выбранный грибок- со смайликом



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.

Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности ...