КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
картотека по логопедии (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

ОВОЩИ                                                                       

  Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.               Левая рука:

Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

 

РЕПКА

Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)

 

 

ФРУКТЫ                                                                                                             

АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу)

В САД ЗА СЛИВАМИ ПОШЛИ
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

 

       ОСЕНЬ                                                                                                     

 Осень, осень,     (трем ладошки друг о друга)                                                             

Приходи!           (зажимаем кулаки по очереди)                                                              

  Осень, осень, Погляди!                                                                                                                         

Листья желтые кружатся.  ( плавные движения ладонями)                                         

   Тихо на землю садятся,    (ладони гладят колени)                                                 

Солнце нас уже не греет,  (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)                   

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)                          

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)                                   

  Дождик к нам в окно стучится. (Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)                                                                                                            

 Шапки, куртки надеваем   (имитируем)

И ботинки обуваем.     (Топаем ногами)                                                                        

  Знаем месяцы:      (ладони стучат по коленям)                                                        

  Сентябрь, и октябрь, и ноябрь!   (кулак, ребро, ладонь).

     КОТЯТА

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

 

     КОТЕНОК

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 

   ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

  Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

       

   ЧЕЛОВЕЧЕК

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать

(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек 

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. 

(развести руки в стороны)

 

ЧАСТИ ТЕЛА

Есть у нас на голове 

(указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой.                                                                                             

  ДОМ                                                                                                                        

  Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

     ДРУЖБА

Дружат в нашей группе                ( пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики.                       в замок (несколько раз)         

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять           ( пальцы с мизинчика поочередно

Начинаем мы считать.                   соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать                (Руки вниз, встряхивают кистями)

 

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать –   (Загибаем пальцы начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.      («Встряхиваем» ладонями)

 

МАШИНЫ

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:        (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.        (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

 

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

 

 

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем. ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

 

ПТИЧЬЯ КОРМУШКА

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я ЗИМОЙ КОРМЛЮ ВСЕХ ПТИЦ

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

 

 

 

НА ЁЛКЕ

Мы на елке веселились,                (Ритмичные хлопки в ладоши).

Мы плясали и резвились.                (Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз                («Шагают» средним и указательным)

Нам подарки принес.                (пальцами по стол).

Дал большущие пакеты,                 («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:                (Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,                Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними,                пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин

 

СКАЗКИ

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

 

«РУКАВИЧКА»

Из-за леса, из-за гор

Дети шлепают ладошками по коленям.

 Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

 Показывают обратную

 сторону ладони.

Рукавичку обронил.

 Вытянуты большим  пальцем вверх

 – показать жест «Рукавичка».

 Мышка по полю бежала.

 Бегают пальчиками

 одной руки по другой.

 Рукавичку увидала.

 Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком

по левой ладощке.

Мышку здесь никто не ждет?

Грозят пальцем.

Стала жить – поживать,

 Звонки песни распевать.

 Хлопки.

 Зайка по полю бежал,

жест «Зайка»

Рукавичку увидала.

Жест «Рукавичка».

 Кто, кто здесь живет?

 Стучат правым

 кулачком по левой ладощке.

 Звонко песенку поет?

 Хлопки.

 Мышка зайку пригласила,

Зовут,

 жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.

Вытягивают вперед руки,

 ладошки складывают в виде чашечки.

 Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек.

«Пекут» пирожки.

Как по лесу шла лисичка,

 Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку.

Жест «Рукавичка».

 - Кто, кто здесь живет?

 Стучат правым кулачком по левой ладощке.

Звонко песенку поет?

 Хлопки

И лисичку пригласили.

 Мягкие движения кистями рук.

 Пирожками угостили.

«Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать,

 Пол метелкой подметать.

 Движение руками вправо-влево.

Мишка по полю гулял.

 Стучать но коленкам кулачками.

 Рукавичку увидал.

 Жест «Рукавичка».

 - Кто, кто здесь живет?

 Стучат правым кулачком по левой ладощке.

 Звонко песенку поет?

Хлопки

Звери испугались.

Сжать пальцы в «замок».

 В страхе разбежались.

 Развести руки в сторону.

 

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;                           повторить).                                                                                                                      

  Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).                    

  Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная                 

И большую поварешку.                                                              с большого).             

  Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).                                        

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная                

  Ковшик тоже развалился,                                                          с большого).                          

   Нос у чайника отбился.                                                                                         

   Ложку мы чуть-чуть сломали,                                                                                            

  Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

СЕМЬЯ МОГУЧАЯ

 В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой)

Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок")

У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

 И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев)

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).

 

ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Две педали крутят ноги,   Раскрытыми ладонями выполняем

круговые движения

Мчат колеса по дороге     Вращаем согнутыми в локтях

руками

Я рулю, куда хочу –          Имитируем, что держим руль

Влево, вправо покачу      Поворачиваем влево и вправо

То вперед, а то назад       Круговые движения кулаками вперед

и назад

Нажимаю тормоза             Обеими ладонями жмем на стол

Дорожных правил очень много.

Раз - Внимание дорога!           Показываем указательный палец

Два - сигналы светофора,      Показываем два пальца

Три – смотри дорожный знак,    Показываем три  пальца

А четыре – «переход».         Показываем четыре пальца)

Правила все надо знать      Грозим указательным пальцем

И всегда их выполнять.

 

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА                                                                               

Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.
Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.
Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.
Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.
Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.)

НЕ ПЛАЧ КУКОЛКА МОЯ

Не плачь, куколка моя,                                         Имитировать укачивание куклы.

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,                                                 Загибать поочередно пальцы.

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.          Имитировать движения, описанные в стихотворении.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко.

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю.

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

 Положить ладони на колени.

МАШИНА КАША

Маша каши наварила,                                              Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила.                              руки дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                                      Загибают пальцы левой руки.

 Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                                                  Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.                                             Сдувают «крошку» с ладошки.

ПИРОЖКИ И ПЛЮШКИ

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,                   «Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая.

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,                                               Развести руками в стороны.

Мама снова месит тесто.

- Отдохни, - сказала мама.      «Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.

Заинька твердит упрямо:                                           Отрицательно качать головой.

— У слоненка день рожденья,

Очень любит он печенье,                                                 Прижать ладони друг к другу.

Рыбку любит кошка,                                      Волнообразные движения кистями рук.

Бублики — Матрешка.                            Соединить большие и указательные пальцы.

Все я это испеку,                                                                         «Печь пирожки».

Только не жалей муку.

   МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ

Раз, два, три, четыре,      (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:                                (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                      (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.     (разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!                        (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

     ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА О ДОБРОТЕ

Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачок

 


   ВЕСНА

«Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши

Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам

Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку

И на крышах талый снег - гладят себя по голове

А у всех людей весною – кружатся вокруг себя

Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются

 

 

КЛОУНЯТА

Мы сегодня не расскажем (машут отрицательно указательным пальцем)

А гостям всем цирк покажем (раскрыли ладошки)

Превратились из ребят   (руки к себе)

Мы в веселых клоунят.  (руки над головой – колпачек)

Развеселые ладошки   (показать ладони)

У веселых клоунят.    (машут в разные стороны ладошками)

Притаились пальцы – крошки.  (соединить пальцы)

Пальцы дружно разбежались.   (раскрыть ладони)

В кулачки потом собрались.   (сжать кулаки)

Развеселые ребята  (показать на себя)

Станут мячики кидать,  (попеременные взмахи кистями рук)

Клоунята, клоунята    (руки над головой- колпачек)                                                           

 Станут в мячики играть. (попеременные взмахи кистями рук)

ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК-СТАЙКА

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

 

 

КОСМОС

Раз, два, три, четыре, пять –

 (По одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд.

 (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

(Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

 Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы,

 (Загибают пальчики обеих рук)

Поднимает руки в вышину,

(Поднимаем руки вверх)

Видит желтую луну.

(Показываем круг)

В космосе сквозь толщу лет

(Сжимают и разжимают пальцы рук)

Ледяной летит объект.

(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)

Хвост его-полоска света,

(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

 А зовут объект комета.

(Сжимают и разжимают пальцы рук) 

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный.

 (Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз). 

 

   РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

    Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

     Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

     Снова «плывут».

 

ДЕНЬ ПОБЕДЫ                                                                                                                                     

   Что такое день победы? (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)                                                                                                       

  Это праздник! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)                                                                                     

 Ордена и награды боевые. (Кулачки прижимают к груди.)                                                                                                        

 И салюты золотые, (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)                                                           

И тюльпанчики цветные, (Показывают руками бутон.)                                                                                                         

И чистая земля. (Рисуют большой круг в воздухе).

НАСЕКОМЫЕ
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...