Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
статья по логопедии (старшая группа)

Черныш Вера Николаевна

Картотека пальчиковой гимнастики

 по лексическим темам

для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

 по лексическим темам

для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).

Лексическая тема: «Как я провел лето».

«Я рисую лето»

Я рисую лето:                                                            рисуют пальчиком по столу

Красной краской –                                                    рисуют в воздухе «солнце»

На газонах розы,                                                       сжимают и разжимают пальцы

На лугах покосы,

Синей краской – небо                                             рисуют в воздухе «облака»

И ручей певучей.                                                     на столе рисуют пальцем «ручей»

Лето

Вот за что люблю я лето?                                                                     загибаются пальцы

Лето солнышком согрето.                                                        по одному на каждый счет

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов собрать.

 Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

 

Лексическая тема: «Ранняя осень. Ягоды. Грибы».

Грибы

Будем мы грибы искать                               приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в

И в корзинку собирать.                                одну, то в другую сторону                                       

Вот сидят маслята,                                      сводят руки перед собой в «корзинку»

На пеньке – опята,                                       загибают по одному пальцу на обеих                   

А во мху – лисички,                                     руках одновременно на каждое название  грибочка.            

 Дружные сестрички.                                   Делают манящие  движения   руками.

 «Подосиновик, груздок,                                
   Полезайте в кузовок! –                                      
   Ну, а ты, мухомор,                                     Грозят указательным пальцем правой руки.             

   Украшай осенний бор!                               Присесть, обнять себя руками,      

                                                                         встаем, разводим руками в стороны.

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять                              пальцы обеих рук «здороваются,  

В лес идем мы погулять                                  указательный и средний пальцы

 За черникой, за малиной,                               обеих рук «идут» по столу,

Зa брусникой и  калиной.                                указательным пальцем правой руки

Землянику мы найдем                                 нагибайте пальцы на левой, начиная с большого

И братишке отнесем                                        пальцы обеих рук «идут» по столу

         

Лексическая тема: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью».

Осенние месяцы.

Осень, осень,                                                   трем ладошки друг о друга,
Приходи!                                                         по очереди сжимаем кулачки,
Осень, осень,                                                   трем ладошки друг о друга,
Погляди!                                                          положить ладошки на щеки,
Листья желтые кружатся,                              движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся.                                 поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет,-                              по очереди сжимаем кулачки, 

Ветер дует все сильнее,                               разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы,                                  скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится.                    стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем                              делаем вид
И ботинки обуваем                                        постучать ногами
Знаем месяцы:                                                похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.                    кулак, ребро, ладонь

Лексическая тема: «Деревья осенью».

Ветер по лесу летал,                                   (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый                                               (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.                         (Спокойно уложить ладони на стол)

Лексическая тема:

«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».

Засолим капусту

Мы капусту рубим-рубим,        

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем-трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим-солим,        

Движение   пальцев, имитирующих посыпание, солью из щепотки.

Мы капусту жмем-жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Огород

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца):

Вырос у нас чеснок,                                              
Перец, томат, кабачок,                                      
Тыква, капуста, картошка                                    
Лук и немножко горошка.                                    
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,                                            
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.                                          
Прощай же на год,                                                
Наш друг – огород!      

                                       

Лексическая тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах».

Компот

 Будем мы варить компот                         Левую ладошку держат                            
Фруктов нужно много. Вот:                    «ковшиком»,   указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.                             Загибают пальчики по одному, начиная  с  большого.                      
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ                               Опять «варят» и «мешают»

Фруктовая ладошка.


Этот пальчик - апельсин,                        Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка,            

Он, конечно, не один,                              начиная с большого.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас.                           Показывают ладошками вокруг и на себя.

Лексическая тема:

«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».

Пчела

Прилетела к нам вчера                                    машут ладошками,
Полосатая пчела.                                             на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек                                 загибают пальчик. 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                                    Делают кружочки из пальчиков,
Пожужжали, полетали,                                подносят к глазам.
От усталости упали.                                     роняют ладони на стол.

Насекомые.

Дружно пальчики считаем –            Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха ,                Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок,                                  

 Это жук с зелёным брюхом.                  начиная с большого.

  Это кто же тут звенит?                             Вращают мизинцем.
 Ой, сюда комар летит! 
 Прячьтесь!                                                 Прячут руки за спину.

Раз, два, три, четыре, пять –                    Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать:                            Последовательно соединять пальцы обеих рук с    
Муха, бабочка, пчела,                       большими.
Муравей, комар, оса,                            …Поочередно загибать пальцы рук,

                                                                     начиная с большого пальца
Шмель, кузнечик и сверчок                           правой руки.

  И у каждого шесть ног!           Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

        

Лексическая тема: «Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету».

«Птичка»

Птичка летала,                                   скрестить ладони рук

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            сделать замок

Птичка пёрышки помыла.                вращение замком

Птичка клювом повела                    выпрямленные соединённые мизинцы  

 Птичка зёрнышки нашла.               изображают клюв

Птичка зёрнышки поела,                 соединённые мизинцы стучат по     столу

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                           скрещенные ладони делают взмахи.

"ПТИЧКИ И ВЕТЕР"

Маленькие птички,                 сжимаем и разжимаем кулачки
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                    машем руками, как крылышками
Буйный ветер налетел,            руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло    соединили пальцы в "замок"
Там не тронет их никто.

                       

Лексическая тема: «Поздняя осень».

Ветер северный подул,                           подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с –          смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились.  ладони зигзагами плавно опустить                      
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап                       на стол  
Град по ним заколотил,                                        постучать пальцами по столу 

Листья все насквозь пробил,                                постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил,                                     плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл.                                             ладони прижать крепко к столу

Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши».

Я в деревне отдыхаю,                  Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.
Всех зверей домашних знаю:      Разводить и соединять пальцы левой руки.
Кролик, лошадь и коза,                Называя животное, поднимать и удерживать на весу                                                 каждый палец правой руки, начиная с большого.
Кот, корова и свинья.                   Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы        правой руки,              а затем левой, начиная с большого.
А еще баран с овцой,
Да верный пес –                     Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.
Помощник мой.                      Большой палец правой руки поднять вверх,

                                                  указательный согнуть,  

                                               остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,            Показывают поочередно пальцы           

Овечка довольна своими ягнятами,            сначала на одной,

Кошка довольна своими котятами,             затем на другой руке, начиная с больших

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши».

На водопой


Жарким днем лесной тропой                                 «шагают» по столу
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,                        на каждое двустишие разгибают         
За мамой лисицей крался лисенок,                      по одному пальчику, начиная с  мизинец..   
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата,                      Делают «ушки» «шагают» по столу.
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.

Дикие животные.


На лужок пришли зайчата,                  Одновременное сгибание пальцев в кулак .
Медвежата, барсучата,                       При перечислении животных считать пальцы на обеих
Лягушата и енот.                                руках поочерёдно.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

Звери

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!                 (Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле                      (Щелчки пальцами)

Орешки щёлкает в тепле.

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Стирка


Раз, два, три, четыре, пять –                                (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать:                                   одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.                                  (Кулачки имитируют стирку.)

                Лексическая тема: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».

Покормите птиц


Покормите птиц зимой!                    (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов                        (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой              (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо.                         (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть       (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть            (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло.                            (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз                   (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну,                                 (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось          (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

Кормушка


Сколько птиц к кормушке нашей               (Ритмично сжимают и разжимают
Прилетело? Мы расскажем.                            кулачки.)
Две синицы, 
Воробей,                                                      (На каждое название птицы загибают по одному
Шесть щеглов и голубей,                            пальчику.) 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.                           (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Лексическая тема: «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

Мебель будем мы считать                    (Показывают ладошки обеих рук).
Кресло, стол, диван, кровать,               (Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в
Полка, тумбочка, буфет,                            кулачки).

Шкаф, комод и табурет. 
Много мебели назвали,                         (Разжимают кулачки и показывают ладошки).
Десять пальчиков зажали!                    (Сжимают кулачки и поднимают их вверх).

Раз, два, три, четыре,             (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
Много мебели в квартире.          (Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,    (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы скотом 
Посидели за столом,                    (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.

Лексическая тема: «Посуда, виды посуды. Материал для изготовления посуды».

Мы в новом магазине посуду покупали:

(Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять).
Тарелки, блюдца, чашки  

 (Поднимать поочередно пальцы правой руки)
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок,                           (Поднимать поочередно пальцы левой руки)
Шумовку и масленку.

В сахарницу сахар насыпаем,             (Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук).
Хлеб и булку в хлебницу кладем.      ( Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук).
Молоко в молочник наливаем,           (Сгибать одновременно безымянные пальцы рук).
А в солонку соли наберем.                 (Сгибать одновременно мизинцы)

Лексическая тема: «Новогодние забавы».

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять,                  (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.                     (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,           (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.        (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.            (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,      (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.          (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Наступает Новый год

Ждали праздника мы долго.                   (Трём ладошку о ладошку).
Наконец пришла зима.                            (Сжать кулаки, прижать их друг к другу).
Наконец пришла зима                             (Пальцы «идут» по столу, по коленкам).
В гости ёлку привела.                             (Пальцы показывают Ёлочку, указательные

К ёлке все мы подошли,                          пальцы сцепляются)
Хороводы завели.                                   (Круговые движения кистями рук).
Покружились, поплясали,                      (Кисти рук опустить, расслабить).
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди,            (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть
Нам подарки принеси.                 Вперёд).

Наступает Новый год!                  (Хлопаем в ладоши)
 

Зима


Пришла зима,                      (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз.                 ( пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима,                     (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос.                    ( ладошкой массажируем кончик носа) 
Снег,                                     (плавные движения ладонями)
Сугробы,                              ( кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед.                               (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед!     (обе руки протянуть вперед)

        

Лексическая тема: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорт».

Будем пальчики сгибать –                      (Загибаем пальцы, начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.                 («Встряхиваем» ладонями)

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:             (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.         (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Постовой


Постовой стоит упрямый                         (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи!                            («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо                        (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди!                                 («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся                             (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти                                 (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите                           (хлопки руками)
Пешеходов пропустите!                            (прыжки на месте)

Дорожных правил очень много.


Дорожных правил очень много.                         («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!                                       (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать                                                   (хлопки руками)
И всегда их выполнять.                                     (показывают «класс!» большим пальцем)

Лексическая тема: «Профессии взрослых. Трудовые действия».

Много есть профессий знатных,               (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.                          (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,                            (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.                  (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Лексическая тема: «День Защитников Отечества».

Бойцы


Пальцы эти – все бойцы.                        (Растопырить пальцы на обеих руках, 
Удалые молодцы.                                    сжать их в кулак). 
Два больших и крепких малых              (Приподнять два больших пальца, 
И солдат в боях бывалых.                      другие крепко прижать к столу).
Два гвардейца – храбреца!                             (Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца!                                другие крепко прижать к столу).
Два героя безымянных,                                   (Приподнять средние пальцы, 
Но в работе очень рьяных!                             другие крепко прижать к столу).
Два мизинца – коротышки                              (Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки!                         Хлопнуть в ладоши).

Сегодня праздник всех отцов

Сегодня праздник всех отцов,                     (Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов,                     (Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить,                         (Из ладошек делают «домик»,

руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить!                         (Сжимают и разжимают пальцы)

Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов, рек».

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!                        Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?                Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.            Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Мы в подводном мире, друг,                             «Плывут» руками.

Рыбы плавают вокруг:          Волнообразные движения правой, затем левой ладошкой.

Рыба – меч, рыба – молот и рыба -  пила,

Рыба – удильщик и рыба – игла.                 ( Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.)           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека детской художественной литературы по лексическим темам для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В  картотеке  указаны  произведения  детской  художественной  питературы, рекомендуемые  для  чтения детям с  ОНР старшего  дошкольного  возраста...

Дистанционные задания по лексической теме"Краски осени. Деревья. Кустарники" .Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания для родителей и детей по лексической теме"Краски осени. Деревья. Кустарники"....

Дистанционные задания по лексической теме"Я- человек. Части тела." Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраста, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...

Дистанционные задания по лексической теме"В гостях у сказки." Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания для родителей и детей по лексической теме"В гостях у сказки"....

Дистанционные задания по лексической теме"В гостях у сказки." Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания по теме "В гостях у сказки" для старшего дошкольного возраста (5-7 лет)...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).

Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....