Мастер-класс "Лэпбук как современная форма работы с родителями и детьми"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Романова Татьяна Анатольевна

В мастер-классе представлен материал о том, что такое лэпбук, его содержание, назначение, этапы изготовления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

ЛЭПБУК

 как современная форма работы с родителями и детьми

Подготовила:

 учитель-логопед Романова Т.А.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть её содержимое.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

  •   информативен;
  •  полифункционален: способствует развитию творчества и воображения;
  •  пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);
  •   обладает дидактическими свойствами;
  •   является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;
  •   вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  •   его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук  и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения.

4.Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

5. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания по силам каждому.

Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

Лэпбук помогает:

  • структурировать сложную информацию;
  • развивать познавательный интерес и творческое мышление;
  • разнообразить даже самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • объединить группу детей в дошкольном учреждении для увлекательного занятия;
  • сплотить и объединить детско-родительские коллективы.

Как мы создаём лэпбуки

Лэпбук можно изготавливать дома, вместе с родителями, и в детском саду.

Работать можно как в одиночку так и в микро-группах.

Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука.

Что понадобится:

  • лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4
  • ножницы
  •  клей-карандаш
  • цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч
  • безграничная фантазия

1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

-интересные события, происходящие с ребенком;

-увлечения детей;

-темы недели;

-литературные произведения;

-мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Например, план лэпбука на тему «Дикие животные»:

1. Дикие животные (конверт с картинками)

2. Правила поведения при встрече с дикими животными (книжка-раскладушка)

3. Знакомство со следами диких животных (конверт с фотографиями)

4. Д/и «Угадай, чей след» 

5. Д/и «Кто, где живет» 

6. Д/и «Чей хвост, чья голова?»

7. Д/и «Кто чем питается?» 

8. Загадки о диких животных (книжка)

9. Дикие животные и их детёныши (кармашек с картинками)

3. Создание макета.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Приступаем к практической части нашего мастер-класса. Сегодня мы изготовим два лэпбука: «Осень», «Овощи, фрукты». Все материалы у вас на столе. По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу. Нам важно понять принцип формирования содержания лэпбука. (самостоятельная деятельность педагогов)

Заключительный этап.

Мастер-класс для педагогов подошёл к завершению. Уважаемые коллеги, прошу вас ответить на несколько вопросов. Заполняется «Лист обратной связи»


Лист обратной связи

Продолжите фразу, используя только прилагательные:

Мастер-класс (какой?)________________________________________________

____________________________________________________________________2.  Напишите фразу-пожелание ведущему мастер-класса, начиная с глагола ____

____________________________________________________________________

3.  Готовы ли Вы применять увиденное в своей деятельности? (нужное подчеркнуть)

  • Да, обязательно.
  • Да, в ближайшем будущем.
  • Да, но изучив всё досконально.
  • Да, но не всё.
  • Нет, не буду.

Пока не знаю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЭПБУК как современная форма работы с родителями и детьми Подготовила учитель-логопед Романова Т.А.

Слайд 2

ЛЭПБУК (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «наколенная папка». Это интерактивная тематическая папка, и эффективное средство для обучения и запоминания информации.

Слайд 3

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества и воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 4

Зачем нужен лэпбук? 1 . Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. 2 . Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. 3 . Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, формируя навыки школьного обучения. 4 .Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей . Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Слайд 5

5. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания по силам каждому. 6. Это просто интересно!

Слайд 6

Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов. Лэпбук помогает: структурировать сложную информацию; развивать познавательный интерес и творческое мышление; разнообразить даже самую скучную тему; научить простому способу запоминания; объединить группу детей в дошкольном учреждении для увлекательного занятия; сплотить и объединить детско-родительские коллективы

Слайд 10

СОЗДАЁМ ЛЭПБУК

Слайд 11

Лэпбук можно изготавливать дома, вместе с родителями , и в детском саду. Работать можно как в одиночку так и в микро-группах. Лэпбук - это папка формата А3 , А4 , в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука. Что понадобится: плотная бумага формата А3,А4 ножницы клей-карандаш цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки , скотч безграничная фантазия

Слайд 12

Выбираем тему Тема лэпбука может быть любая: интересные события, происходящие с ребенком; увлечения детей; темы недели; литературные произведения; мультипликационные герои и т.д. Темы могут быть как общие, так и частные.

Слайд 13

План Например, план к теме «Дикие животные» 1. Дикие животные (конверт с картинками) 2. Правила поведения при встрече с дикими животными (книжка-раскладушка) 3. Знакомство со следами диких животных (конверт с фотографиями) 4. Д/и «Угадай, чей след» 5. Д/и «Кто, где живет» 6. Д/и «Чей хвост, чья голова?» 7. Д/и «Кто чем питается?» 8. Загадки о диких животных (книжка) 9. Дикие животные и их детёныши (кармашек с картинками)

Слайд 14

Создание макета Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах : в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм , карточках и т. д.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные формы работы с родителями"

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно уст...

Современные формы работы с родителями (из опыта работы)

В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Статья «Киношкола» как одна из современных форм работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)

Проанализировав различные формы и методы взаимодействия с семьями детей в ДОУ, было решено остановиться на одной интересной и эффективной, на мой взгляд, форме работы с родителями – «Кинош...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Консультация для воспитателей по работе с родителями «Современные формы работы с родителями в ДОУ»

Консультация для воспитателей по работе с родителями«Современные формы работы с родителями в ДОУ»«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,прежде всего и дольше всего – люди.Из...