Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Семенова Мария Константиновна

В статье представлен материал по теме "Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи", список литературы в конце статьи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._osobennosti_pp_u_det_s_onr.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №151 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи»

Воспитатель 6 группы

Семенова Мария Константиновна

Санкт-Петербург

2022

Пространственные представления являются одной из сложных форм психической деятельности, развивающихся в процессе когнитивного развития. Согласно норме, пространственные представления у детей формируются к 6 – 7 годам, но у детей с ОНР формирование пространственных представлений значительно отстает [3], [11]. У данной категории детей отмечается «обедненный субъективный чувственный опыт, Он не может являться полноценной основой для формирования высших психических функций, в том числе пространственных представлений» [10, c. 32].

По словам Г. Н. Градовой [10, с. 33]: «у детей с ОНР наблюдается определённое своеобразие мыслительной деятельности, в том числе проявляющиеся в трудностях овладения пространственным сравнением, недостаточным умением в построении умозаключения по аналогии и т.д.».
Дети с общим недоразвитием речи не могут полностью овладеть таким сложным процессом. Недоразвитие речевых процессов и высших психических функций очень тормозит формирование пространственных представлений на вербальном и невербальном уровнях.

Дети с ОНР неточно ориентируются в схеме собственного тела [6]. Они затрудняются при различении понятий «право» и «лево», «низ» и «верх». Дети испытывают значительные трудности при различении предлогов, например, таких как «в» - «на», а также такие дети могут заменять или вовсе не использовать предлоги, которые обозначают пространственные отношения, например, предлоги «под», «над», «перед» и другие. Такие прилагательные как «широкий» – «узкий» и «длинный» – «короткий» заменяются прилагательными «большой» – «маленький».

Для детей с общим недоразвитием речи характерно запаздывание при выполнении двигательного задания на ориентировку в пространстве. Помимо этого, детям свойственно нарушать последовательность действий, пропускать его составные части [13]. Наибольшие трудности дети с общим недоразвитием речи испытывают в заданиях на ориентировку в «схеме» тела человека, находящегося напротив них.

В специальные группы для детей с ОНР зачисляются дети от трех лет. В данный период, у нормально развивающихся сверстников должна уже быть сформирована активная речевая деятельность.

Авторы Г. В Чиркина и Т. Б. Филичева [21] раскрыли признаки несформированности лингвистического уровня пространственных представлений у детей с ОНР:

1. Дети не знают многие слова, которые обозначают части тела, например, локоть, щеки, кисти рук и другое.  

2. Дети не способны определить цвет, форму, величину предмета, следовательно у них отмечаются ограниченные возможности пространственного восприятия.

3. Дети допускают ошибки в употреблении грамматических конструкций (смешение падежных форм).

4. У детей отмечается нарушение владения предложными конструкциями. Дети не употребляют предлоги, а существительные употребляются в исходной форме.

5. Дети заменяют предлоги.

6. У детей отмечается нарушение предложных форм.

Дети, примерно, к 6 – 7 годам уже овладевают понятием пространственных отношений. Дети с ОНР пытаются вербализировать пространственные отношения, замещая простыми словами, такими как «там», «тут», сопровождая жестами. Некоторые дети совсем не используют в речи слова, отражающие пространственные отношения. Дети не замечают у предметов различные пространственные характеристики, например, наличие противоположных сторон, поэтому они неспособны вычленить пространственные характеристики предмета. Дети испытывают трудности при вычленении отдельных частей тела животных, так как их пространственная «схема» тела не соответствует «схеме» тела ребенка [8].  

Дети с ОНР затрудняются составлять рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок. Это происходит по причине того, что нарушение пространственных представлений воздействует на формирование словесно-логического мышления, что в свою очередь, тормозит процесс нормального восприятия изображения, а это тормозит формирование способности составления рассказа по картинке или по серии сюжетных картинок, а также препятствует усвоению грамоты и математических операций. При составлении ребенком рассказа по картинке, необходимо ему задавать наводящие вопросы о пространственном расположении предметов, так как ему трудно понять, где они находятся. Также, в речи ребенка возникают паузы при составлении рассказа. Степень самостоятельности собственных высказываний ребенка не соответствуют норме. У детей с общим недоразвитием речи зрительное восприятие запаздывает в развитии, а также обусловлено неполноценным развитием восприятия цельного образа предмета. Дети затрудняются в распознавании контурных изображений и изображений, наложенных друг на друга. Это происходит по причине нарушения формирования оптико-пространственного гнозиса [14].  

Л. С. Цветкова отмечает [22, с. 12]: «у детей с ОНР старшего дошкольного возраста возникают трудности в определении сторон пространства, не сформированы элементарные уровни владения пространством, отсутствует понимание пространственных отношений между предметами, вербальный уровень развития пространственных отношений не развит». 

Для подготовки детей к обучению в школе необходимо формирование пространственных представлений, так как в процессе школьного обучения у детей с общим недоразвитием речи могут появится сложности в ориентировке в схеме тетрадного листа. Когда дети с общим недоразвитием речи идут в школу, они затрудняются в понимании требований к письменным работам (выделение красной строки, соблюдения полей, пропуск строк и др.) и поэтому не могут их автоматизировать [18].

С. Ю. Кондратьева [12, С. 22] в своей работе пишет: «развитие понятия числа у ребенка связано с развитием логики и представлений о пространстве. Пространственные представления рассматриваются как важнейшее условие формирования структуры числа, в котором большая роль принадлежит зрительно-пространственному восприятию и представлению о пространственных отношениях». Несформированность пространственного восприятия выступает как фактор риска предрасположенности к вербальной дискалькулии [1].

На письме, учащиеся первого класса могут допускать ошибки как в написании цифр, так и в написании букв. А. А. Люблинская [17] отмечает, что такие ошибки связаны с искажением размера цифр и букв, их формы, а также расположения отдельных их частей в клетке. Эти ошибки – признак нарушения пространственных представлений. В своей статье Лещенко С. Г. и Багрий К. Р. [4] отмечают, что у младших школьников с оптической дисграфией уровень пространственных представлений является недостаточно высоким. Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко [2] изучали процесс чтения у детей. Они пришли к выводу, что чтение также показывает наличие нарушения пространственных представлений. Ошибки могут быть связаны с неразличением пространственных характеристик букв. При чтении дети не различают оптически схожие буквы («е» - «з», «р» - «д» и другие). Нарушения пространственных представлений могут привести к нарушениям письменной речи детей.

Ш. О. Ломашер [15, с. 47] пишет: «Каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и умения справляться с этими соотношениями». Пространственные представления можно развивать в различных видах деятельности: познавательной, игровой, изобразительной и других. Развитие пространственных представлений у детей имеет важное значение, так как «недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма» [16].


Низкий уровень сформированности пространственных представлений у детей с ОНР приводит к тому, что у детей на письме возникают ошибки при использовании предложно-падежных конструкций, которые проявляются в отсутствии предлогов, обозначающих пространственные отношения, смешении предлогов и наречий со значением пространства, также дети могут заменять одну предложно-падежную конструкцию на другую [7].

К завершению школьного обучения детей с ОНР должен быть сформирован комплекс знаний о пространстве, в частности это представление о форме, величине, протяженности, положение в пространстве и пространственной связи. Взаимодействие различных анализаторов (двигательно-кинестетического, зрительного и слухового) в ходе познания ребенком окружающего его мира, обеспечивает полноценные знания о пространстве и способности ориентировки в нем [19].

Блохина Ю. А. [5] отмечала, что развитие ребенка дошкольного возраста в целом, а также его готовность к школьному обучению определяет сформированность пространственных представлений. Своевременное развитие пространственных представлений является результатом положительной динамики освоения письма и чтения ребенком.   Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у детей с ОНР будет эффективна, если будут учитываться характерные особенности контингента, а также будет учитываться последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе. Можно сказать, что ребенок овладевает знаниями о пространстве, когда он научился выделять и различать пространственные признаки и отношения, может их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления [10]. С. Ю. Кондратьева [12] отмечала, что для овладения знаниями о пространстве целесообразно использовать занятия, различные игры и игровые упражнения.

Исследования Р. И. Говоровой [9], А. А. Люблинской [17], Г. Н. Градовой [10] и Н. Ф. Титовой [20] доказали, что дети с ОНР при ранней своевременной диагностике, целенаправленной и систематической коррекционной работе, осваивают все уровни пространственной ориентировки, которая необходима для благополучного обучения в школе.

Список использованной литературы:

1. Агаева И. Б., Кондратьева С. Ю. Использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации в профилактике вербальной дискалькулии у детей с ОВЗ / И. Б. Агаева, С. Ю. Кондратьева // Специальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2021.  С. 71-74

2. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

3. Артеменко О. Н., Мартынова К. А. Формирование лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. Н. Артеменко, К. А. Мартынова // Материалы XII Международной научно-практической конференции. – С.: Северо-Кавказский федеральный университет. – 2015. С. 47 - 49.

4. Багрий К. Р., Лещенко С. Г. Развитие оптико-пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией / К. Р. Багрий, С. Г. Лещенко // Наука, образование и культура. – 2018. № 1 (25). – С. 71-73.

5.  Блохина Ю. А. Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями / Ю. А. Блохина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. № 3 (43). – С. 188-193.

6. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте/ М. В. Вовчик-Блакитная. – М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 78 – 83.

7. Гаврилова П. И., Ивлева М. Г. Характеристика нарушений письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / П. И. Гаврилова, М. Г. Ивлева // Специальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2021. - С. 30-32.

8. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 89 с.

9. Говорова Р. И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук: специальность: 19.00.06 – педагогическая психология: защищена 11.11.1974 / Р. И. Говорова. – Москва, 1974. - 128 л.

10. Градова Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия): защищена 10.03.2010 / Г. Н. Градова.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"; научный руководитель Баряева Л. Б. Санкт-Петербург, 2010. - 233 л.

11. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Теория и практика коррекционного обучения. М.: ВЛАДОС, 1991. – С. 41-72.

12. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: Монография/ С. Ю. Кондратьева. – М.: ПАРАДИГМА, 2017. – 264 с.

13. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

14. Леушина Л. И. Зрительно-пространственное восприятие / Л.И. Леушина. – Л.: Наука, 1978. - 176 с.

15. Ломашер Ш. О. О развитии детьми некоторого пространственного опыта: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия): защищена 15.04.1958 / Ш. О. Ломашер. – Москва, 1958. - 174 л.

16. Лубовский В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова. – М.: Академия. 2004. - 464 с.

17. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста/ А. А. Люблинская. – М.: Известия АПН РСФСР, 1956. - №86 – С. 47 – 62.

18. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2009, – 212 с.

19. Соловьева Л. Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения: монография / Л. Г. Соловьева. - Архангельск: Поморский университет, 2006. - 164 с.

20. Титова О. В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей / О. В. Титова. – М.: ГНОМ и Д, 2004. - 56 с.

21. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: ДРОФА, 2010. – 189 с.

22. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л. С. Цветкова. – М.: Воронеж, 2000. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

об особенностях формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Особенности формироваия оптико- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

У  детей с ОНР формирование оптико -пространственных представлений осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из -за особенностей их психического развитьия....

Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследовани...

Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

В статье рассматриваются особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Отмечено, что для детей с  (ТНР) особенно важно развитие спосо...