Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абрамова Виктория Валерьевна

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_zanyatiya.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Весна. Изменения в жизни животных и птиц»

       

 Цель:

  • дать представление об изменениях в жизни диких животных, птиц и растений  весной.
  • развитие связной речи у детей.

Задачи:

           Развивающие-коррекционные:

  • расширять словарный запас за счёт существительных-названий
    детёнышей животных, перелетных птиц
  • продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных и существительных
  • упражнять в умении подбирать слова – антонимы
  • упражнять в умении притяжательные прилагательные
  • учить отвечать на вопросы полными ответами;
  • развивать логическое мышление, внимание, память
  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  • закреплять знания детей о весне, её признаках и использовать их в составлении рассказов

           Воспитательные:

  • воспитывать у детей отзывчивость, трудолюбие, умение работать совместно со сверстниками
  • воспитывать бережное отношение к природе;

Обеспечение занятия:
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
2. Материально – техническое: музыкальное произведение А.Вивальди «Весна», зеркала по количеству детей, мультимедийная система(интерактивная доска), природоохранительные знаки,презентации о весне, слайды- картинки, наклейки «солнышко» за правильные ответы, мячик, мнемотаблицы «Весна» (разные варианты).
3. Место проведение (групповая комната)

 
Методы занятия:
• игровые: сюрпризные моменты, игра;
• словесные: беседы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• прослушивание музыки, просмотр презентации, разучивание стихотворений о весне

 

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

 Количество детей: подгруппа детей из 7-8 человек

Организационный момент:

Дети входят в группу под композицию А.Вивальди «Времена года - ВЕСНА», рассаживаясь на свои места.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Какое оно? (Ответы детей.)

Л.: Да, воздух прозрачный, свежий, чистый. Солнце долгожданное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей: хорошее, веселое и радостное.)

Логопед: Да, сегодня действительно  хороший день.

Логопед: Чтобы поддержать наше замечательное настроение, я вам прочту стихотворение, а вы ответите  про что оно. Слушайте внимательно!

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело.

И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла….

Логопед: Правильно ребята это весна. Как вы догадались, что это стихотворение о весне?

Назовите признаки весны. А какие вы знаете весенние месяцы? Совершенно верно!

Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (Дети – «Да!») 

1.Артикуляционная гимнастика

Перед тем как отправиться  в лесное приключение - сделаем  небольшую гимнастику, которая называется- биоэнергопластика. это соединение движений речевого аппарата с движениями кисти руки.( бегемотик, улыбка,трубочка, улыбка-трубочка, часики, качели, лошадка)

2. Развитие лексики

Логопед: Вот мы с вами и в лесу! (магнитная картинка с изображением ранней весны)

Логопед: Какое время года на картинах изображено на картинке?

Логопед: Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.)

И конечно, самый главный признак весны - это теплое солнышко, которое мы все так ждем.

Ребята, а давайте поиграем немного перед нашим путешествием, и  чтобы солнце грело нас еще больше, нам надо выполнить задание, которое оно приготовило. За каждый правильный ответ- получаете по солнышку. Играем в мяч. Я бросаю вам- вы мне назад возвращаете мяч, говоря ответ.

Игра «Скажи наоборот».

- Зимой снег белый, а весной (серый)

- Зимой снег чистый, а весной (грязный)

- Зимой дни холодные, а весной (теплые)

- Зимой дни короткие, а весной (длинные)

- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

- Зимой небо серое, а весной (голубое)

- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

- Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Молодцы! Ну а теперь отправляемся в путешествие!

Пришла весна в парки, сады, на поля и луга. А куда еще пришла весна?(ответы детей)..

- Дети, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем, как надо себя вести в лесу.
Детям предлагается рассказать о природоохранительных знаках:

почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т. д.)
- А теперь посмотрим на экран, впустит ли нас лес? (Открывается картинка лесной поляны) (
слайд №2)
- Как дышится в лесу (легко, там чистый воздух)
- Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами)
- А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать?
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)
слайд №3
Чьи это следы на экране? (заячьи)
слайд №4
А чьи это запасы (на экране шишки, грибы, жёлуди)
слайд №5

«Дикие животные весной»

Почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу.)

Упражнение “Весенние изменения в жизни животных”

- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?

В жизни животных происходят изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней)

- Что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? Кто зимой спал?

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

- А какие ещё животные просыпаются весной?

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

- Поговорим какая окраска у белочки?( Слайд №6)

- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Заяц меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый. (слайд №7)

3.Физкультминутка: «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны)

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (садимся)

 

4. Словообразование-словоизменение

Дидактическая игра «У кого — кто? »:

Весной у животных появляются детеныши (слайд №8)

У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата,

у медведицы — медвежонок, медвежата.

Упражнение “Весенние изменения в жизни птиц”

- Почему весной становится так много птиц? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда) .

- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы) .

- Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.

- Назовем перелетных птиц: кукушка, утка, журавль, грач, скворец, лебедь, соловей.(слайд № 9)

- Чем занимаются перелетные птицы весной?(слайд № 10)

Угадай, чей домик? (слайд №11)
А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, логово)

Ой, ребята, посмотрите какой мишка грустный! (слайд №12) А давайте его развеселим? Поиграем в игру « Назови ласково».

 Игра «Дополни предложение».

Заяц белый, а зайчик …(беленький).

Береза тонкая, а березка…(тоненькая).

Дом низкий, а домик…(низенький). и. т.д.

Вода сладкая- а водичка сладенькая

Лиса хитрая, а лисичка хитренькая

Нора теплая, а норка тепленькая.

Дети умные, а детки умненькие

Медведь толстый, а медведушка толстенький

Тропа узкая, а тропиночка узенькая

Молодцы, ребята! Миша сразу повеселел (слайд №13)

5.Связная речь

Составление рассказа по мнемотаблице (раздаются простые мнемотаблицы с изображением весны, весенних изменений и признаков)

6.Физкультминутка: «Хомка-хомячок».

Хомка, хомка - хомячок, полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт, шейку мылит, шейку трёт
Убирает Хомка хатку и выходит на зарядку
1,2,3,4,5 хочет Хомка сильным стать.

Л.: Ребята, а давайте мы с вами разгадаем кроссворд и посмотрим, как же мы много нового узнали сегодня на занятии (слайд №14)

7.Заключительная  часть. Рефлексия 

Л.: Ребята, скажите, пожалуйста, с чем познакомились и о чем мы вспоминали  на занятии, что вам понравилось сегодня  больше всего?

8.Сюрпризный момент (корзинка с яблоками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».Данное занятие составлено с учетом требований ФГОС, использованием интерактивных технологий....

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Семья» (по сказке «Гуси-лебеди»)

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Семья» (по сказке «Гуси-лебеди»)Цель: закреплять представления детей о семье.Задачи:продолжить...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему «Весна пришла»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе«Весна пришла»Цель:учить детей различать и называть признаки весны (солнышко светит, снег растаял);расширять словарный за...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе по теме: «Домашние животные зимой».

Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни; уточнение, активизацию и актуализацию словаря по теме....

Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной логопедической группе "Путешествие с Чижиком-Пыжиком"

Конспект открытого занятия по речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие с Чижиком-Пыжиком».Цель: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памят...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей логопедической группы на тему: «Лесная история»

Материал подойдет как учителю-логопеду, так и воспитателю логопедической группы. Цель данного занятия - обучение детей пересказу по опорной мнемодорожке к рассказу....