Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Панина Марина Александровна

В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tumo_vystuplenie.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мой многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в овладении графического образа буквы.  Проблема формирования графического образа буквы является актуальной, в виду того, что многие дети старшего дошкольного возраста имеют зрительные гностические или зрительно- пространственные нарушения, которые затрудняют овладение чтением на начальном этапе.

В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста.

Для лучшего запоминания графического образа буквы и предупреждения дисграфии, совместно с родителями воспитанников, мы изготовили буквы из соленого теста, конструктора Лего, аквамозаики, пенопласта и бумажных салфеток; картона и шерстяных ниток, поролоновых губок. Две семьи сшили объёмные текстильные буквы. Другие - проявили своё творчество в изготовлении книжек – малышек с иллюстрациями, загадками и стихами.

Предлагаю несколько простых в реализации идей для наглядного знакомства с буквами и их запоминания.

Разнообразные игры с самодельными буквами:

Очень полезное и увлекательное занятие – лепить буквы из теста.

Работа с тестом – это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В данном случае наглядность представлена обьёмными предметами, а не иллюстративным материалом. 

«Солёные буквы» можно использовать при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. С помощью цвета (красного, синего, зелёного) обозначаем гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки, создавая тем самым дополнительную наглядность.

Игр «Волшебный мешочек» поможет детям быстрее запомнить буквы и научиться придумывать слова на заданную букву, а также способствует развитию тактильной чувствительности, увеличению активного словарного запаса, речи, моторной и зрительной памяти, мелкой и общей моторики. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. 

Составление слов из текстильных букв отлично развивает мышление ребенка, приучая его видеть в наборе символов определенные слова. Особенно актуально для детей – кинестетиков.

Лего - технологии.  Из конструктора Лего можно строить не только башни, крепости и замки, но еще и буквы. Заодно ребенок потренирует воображение и фантазию, ведь собрать буквы может быть не так-то просто.

Аквамозаика – современный, оригинальный конструктор, состоящий из множества разноцветных бусин, из которых можно создавать не только плоские, но и объёмные  буквы, фигуры и т.д.

Увлекательные упражнения с «шершавыми» буквами, изготовленные из поролоновых губок. Ощупывая буквы, ребёнок тактильно запоминает образ буквы.

Книжки-малышки отлично подходят для изучения букв. С помощью коротких стихов про буквы можно добиться быстрого и эффективного запоминания, а процесс изучения букв и их написания станет весёлым и интересным.

В завершении хочется отметить, что быстрому запоминанию ребенком букв, способствует стимуляция всех органов чувств, тем самым тренируется образное восприятие и развивается речь в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)

Формирование привычка к  здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...