Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Редькина Полина Евгеньевна

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению дошкольников грамоте и формированию у них лексико-грамматических представлений по лексической теме "Космос", основанное на игровых приемах обучения. Оно будет интересно учителям-логопедам, работающим в коррекционных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитателям логопедических групп и родителям воспитанников с речевыми проблемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом     материале        Космос.

Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Автор: Редькина Полина Евгеньевна, учитель-логопед. ГБДОУ детского сада №72 Компенсирующей направленности Калининского района города Санкт-Петербурга.

Задачи:

Обучающие:

  • Рассказать детям о космосе, о космических кораблях, о первых полетах в космос.
  • Показать фотографии и рассказать детям о первых космонавтах: о Юрии Гагарине, Валентине Терешковой.

Коррекционные:

  • Ррасширить и активизировать словарный запас;
  • Провести работу по коррекции грамматического строя речи

Развивающие:

  • Развивать стремление к получению новых знаний
  • Развивать у детей навык работы в команде
  • Развивать детское воображение, память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: Картинки с изображениями: Космос, Ю.А Гагарин, собака Лайка, собаки Белка и Стрелка, В.Терешкова, солнце, луна, звезды, марсианин, планеты: (Марс, Юпитер, Земля), луна, нарезанные звезды, разрезные картинки космических кораблей.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами. Отгадайте мои загадки:

1)Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
Ответ: Солнце

2)Во дворе давно темно
Посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она
В небе жёлтая……
Ответ: Луна

3)По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Ответ: Звезды

2. Вступительная беседа с показом картинок

Логопед: Про что были загадки?

Дети: Про солнце, луну, звезды.

Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и планет?

Дети: Космос.

Логопед: Правильно. Посмотрите. (космос). И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос. Но для начала мы должны хорошенько подготовиться к полету. Скажите, а люди уже летали в космос?

Д: Летали.

Л: Правильно. Первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (картинка). Люди очень давно мечтали покорить космос. Они долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд?! Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот люди построили космический корабль и полетели в Космос. Но прежде, чем полетел знаменитый космонавт Юрий Гагарин, в кабине космического корабля жила, дышала, летела над миром собака Лайка (картинка).
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали 
Белка и Стрелка (картинка). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.

Л: Вспомните, как зовут знаменитого космонавта, первого человека, побывавшего в космосе?

Д: Юрий Гагарин.

Л: Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова (картинка).

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.

Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое путешествие.  Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!

3. Физминутка

Игра «Запуск ракеты»

Л: К запуску космического корабля приготовиться!( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться!(повторяют его движения)

Л.: Включить контакты!(Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Л.: Завести мотор!

Д. :Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратныйотсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!(  сомкнутые руки вверх).

4. Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)

Л: Наше путешествие начинается. Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? Летим, Летим! (В-В-В-В )
Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы оказались? (Дети: на марсе). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца. Ой, смотрите, кто это? Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они нас не понимают. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.

Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы!

Л: Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит , а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм, перчатка.
Полетели дальше!

5. Игра «Четвертый - лишний», планета «Юпитер» (картинка).

Л: Полетели! (В-В-В-В). Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант.

Отгадайте, какое слово лишнее:

Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет

Л: Молодцы! Отгадали все-все мои загадки!
Л: Полетели! (В-В-В-В) Летим, летим! Прилетели.

6. Составление сложных слов,  «Неизведанная планета».

Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с вами на неизведанной планете. В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно (луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступенчатая). Молодцы.

Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Л: Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. Следующий капитан полетит с вами дальше.

8.  Ритмическое упражнение, «Луна» (слайд 10)

Л: Полетели! (В-В-В-В). Летим, летим! Прилетели.

Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна - это спутник Земли и второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!
Давайте  подойдем к ним поближе и  попробуем поговорить с ними. Для этого воспользуемся азбукой Морзе. Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции

Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).

10. Работа с разрезными картинками

Л: Нам пора возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны  составить  из частей космические корабли.(Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?

Л: Молодцы: полетели дальше со мной.

Полетели! (В-В-В-В). Летим, летим! Прилетели.

12.  Игра «Летает-не летает», планета «Земля» (слайд 12)

Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Вы ее прекрасно знаете. Это  планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами.

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Л: Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает - вы не поднимаете.  Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.

Л: Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает. А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе

13. Итог

Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей Солнечной системы. Понравилось вам?

Д: Да.

Л: Где вы побывали? Что делали? Кого видели?

Дети вспоминают все, что делали, на каких планетах побывали, кого там встречали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе»

Цель:  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе – через интеграцию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности....

Методическая разработка: «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе»"Ёжик".

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе – через интеграцию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.Задачи:1)    закрепить полученные знания об ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...