Использование сюжетов из сказок в артикуляционной гимнастике.
статья по логопедии (старшая группа)

Наталья Николаевна Сучкова

Пере  В статье рассказывается о том, как сделать  рутинные упражнения артикуляционной гимнастики интересными и увлекательными.

Для    

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТОВ ИЗ СКАЗОК  В АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Сучкова Наталья Николаевна,

учитель-логопед,

Усольцева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед,

МАДОУ № 10 «Аленький цветочек», г. Прокопьевск

          Дети поступающие в ДОУ компенсирующего вида,  часто имеют не только недостатки произношения, но и сопуствующие вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся такие нарушения эмоционально-волевой сферы как: повышенная возбудимость, расторможенность, замктнутость, негативизм и т.д. Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного поведения, а также быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

 Эти нарушения проявляются наиболее ярко у детей с общим недоразвитием речи, дизартрией, моторной алалией. Для коррекции произношения им необходим подготовительный этап, в который обязательно входит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и выработку подвижности и дифференцированности движений речевых органов для правильного произношения звуков.

Перед логопедом стоит нелегкая задача, чтобы рутинные упражнения волняемые на каждом занятии, стали интересными и не утомляли ркбенка.

Для этого в ДОУ используют сюжеты с персонажами мультфильмов и сказок. Артикуляционная гимнастика – это поле для развития творческой фантазии педагога и каждый логопед вносит в эти упражнения что-то своё.

         Дети, слушая сказки и рассказы с любимыми персонажами  выполняют упражнения с  большим удовольствием. Сюжеты для сказок и рассказов могут быть любые и подстраиваться под интересы и возможности детей.  Дополнение рассказов красочными иллюстрациями вызывает еще больший эмоциональный отклик у детей. Такие артикуляционные сказки и рассказы могут применяться на индивидуальных и подрупповых логопедических занятиях, а также использоваться воспитателями в режимных моментах.

Неприятности кота Леопольда (постановка звука Р)

Кот Леопольд проснулся рано утром. Сделал зарядку, помахал лапами, размялся (упражнение «Качели», «Часики»).

Потом он умылся (облизывают губы по часовой стрелке и против её) и почистил зубы (имитируют чистку верхних и нижних зубов).

Кот позавтракал и попил чай с конфетами (упражнение «Лопаточка», «Конфета», «Чашечка»).

Поле завтрака он решил навестить свою бабушку. Она испекла (упражнение «Месим тесто») вкусные, пышные пирожки (упражнение «Шарик») и пригласила его в гости.

Путь был не близкий и коту Леопольду нужно было ехать на машине. А для того, чтобы поехать нужно завести мотор (имитируют работу мотора: д-д-д-д).

Но мотор почему-то не заводился. Оказывается, кота ожидал неприятный сюрприз. Пока он спал, мыши залезли в его автомобиль и погрызли провода (упражнение «Заборчик» стучим зубками).

Тогда Леопольд открыл капот (упражнение «Парус»), проверил целые ли провода (упражнение «Грибок») и всё починил.

Машина завелась и кот Леопольд в отличном настроении поехал в гости к бабушке (имитируют звук мотора, длительно произносят др.…)

Артикуляционная сказка «Репка»

(развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата)

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая (дети надувают щеки).

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвал Дед Бабку, которая наводила в избе порядок (упражнение «Маляр») и она тут же прибежала на помощь.

Тянут-потянут они репку, вытянуть не могут (упражнение «Качели»).

Позвала бабка внучку, которая тем временем, пила горячий чай с бубликом (упражнения «Чашечка», «Дуем на язычок», «Бублик»).

Прибежала внучка, стали они тянуть репку втроем (дети выполняют упражнение «Трубочка», вытягивают губы).

Позвала внучка Жучку, собака прибежала, виляя хвостиком (упражнение «Часики»).

Стали они тянуть репку вчетвером, тянут - потянут, вытянуть не могут (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвала Жучка кошку (упражнение «Кошка сердится»).

Прибежала кошка, стали они тянуть репку впятером, тянут-потянут, вытянуть не могут (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвала кошка мышку, вылезла мышка из-под грибка и прибежала на помощь (упражнение «Грибочек»).

Стали они вместе тянуть репку (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут  - вытянули репку (упражнение «Улыбка»).

Репка выросла большая, сладкая и вкусная (упражнения «Шарик», «Улыбка», «Вкусное варенье»).

Список литературы

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г. 

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед №5-2012

3. Пожиленко Е.А. Пособие для логопедов СПб.: КАРО, 20063

4. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г. 

    



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТОВ ИЗ СКАЗОК  В АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Сучкова Наталья Николаевна,

учитель-логопед,

Усольцева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед,

МАДОУ № 10 «Аленький цветочек», г. Прокопьевск

          Дети поступающие в ДОУ компенсирующего вида,  часто имеют не только недостатки произношения, но и сопуствующие вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся такие нарушения эмоционально-волевой сферы как: повышенная возбудимость, расторможенность, замктнутость, негативизм и т.д. Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного поведения, а также быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

 Эти нарушения проявляются наиболее ярко у детей с общим недоразвитием речи, дизартрией, моторной алалией. Для коррекции произношения им необходим подготовительный этап, в который обязательно входит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и выработку подвижности и дифференцированности движений речевых органов для правильного произношения звуков.

Перед логопедом стоит нелегкая задача, чтобы рутинные упражнения волняемые на каждом занятии, стали интересными и не утомляли ркбенка.

Для этого в ДОУ используют сюжеты с персонажами мультфильмов и сказок. Артикуляционная гимнастика – это поле для развития творческой фантазии педагога и каждый логопед вносит в эти упражнения что-то своё.

         Дети, слушая сказки и рассказы с любимыми персонажами  выполняют упражнения с  большим удовольствием. Сюжеты для сказок и рассказов могут быть любые и подстраиваться под интересы и возможности детей.  Дополнение рассказов красочными иллюстрациями вызывает еще больший эмоциональный отклик у детей. Такие артикуляционные сказки и рассказы могут применяться на индивидуальных и подрупповых логопедических занятиях, а также использоваться воспитателями в режимных моментах.

Неприятности кота Леопольда (постановка звука Р)

Кот Леопольд проснулся рано утром. Сделал зарядку, помахал лапами, размялся (упражнение «Качели», «Часики»).

Потом он умылся (облизывают губы по часовой стрелке и против её) и почистил зубы (имитируют чистку верхних и нижних зубов).

Кот позавтракал и попил чай с конфетами (упражнение «Лопаточка», «Конфета», «Чашечка»).

Поле завтрака он решил навестить свою бабушку. Она испекла (упражнение «Месим тесто») вкусные, пышные пирожки (упражнение «Шарик») и пригласила его в гости.

Путь был не близкий и коту Леопольду нужно было ехать на машине. А для того, чтобы поехать нужно завести мотор (имитируют работу мотора: д-д-д-д).

Но мотор почему-то не заводился. Оказывается, кота ожидал неприятный сюрприз. Пока он спал, мыши залезли в его автомобиль и погрызли провода (упражнение «Заборчик» стучим зубками).

Тогда Леопольд открыл капот (упражнение «Парус»), проверил целые ли провода (упражнение «Грибок») и всё починил.

Машина завелась и кот Леопольд в отличном настроении поехал в гости к бабушке (имитируют звук мотора, длительно произносят др.…)

Артикуляционная сказка «Репка»

(развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата)

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая (дети надувают щеки).

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвал Дед Бабку, которая наводила в избе порядок (упражнение «Маляр») и она тут же прибежала на помощь.

Тянут-потянут они репку, вытянуть не могут (упражнение «Качели»).

Позвала бабка внучку, которая тем временем, пила горячий чай с бубликом (упражнения «Чашечка», «Дуем на язычок», «Бублик»).

Прибежала внучка, стали они тянуть репку втроем (дети выполняют упражнение «Трубочка», вытягивают губы).

Позвала внучка Жучку, собака прибежала, виляя хвостиком (упражнение «Часики»).

Стали они тянуть репку вчетвером, тянут - потянут, вытянуть не могут (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвала Жучка кошку (упражнение «Кошка сердится»).

Прибежала кошка, стали они тянуть репку впятером, тянут-потянут, вытянуть не могут (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Позвала кошка мышку, вылезла мышка из-под грибка и прибежала на помощь (упражнение «Грибочек»).

Стали они вместе тянуть репку (дети выполняют упражнение «Иголочка», тянут острый язычок).

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут  - вытянули репку (упражнение «Улыбка»).

Репка выросла большая, сладкая и вкусная (упражнения «Шарик», «Улыбка», «Вкусное варенье»).

Список литературы

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г. 

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед №5-2012

3. Пожиленко Е.А. Пособие для логопедов СПб.: КАРО, 20063

4. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г. 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Сказка о Веселом Язычке (артикуляционная гимнастика, заведенная в сюжет)

Сказка о Веселом Язычке (артикуляционная гимнастика, заведенная в сюжет)....

«Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, име...

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

Презентация "Сюжет к артикуляционной гимнастике "Хоботок"

Сюжет к артикуляционной гимнастике "Хоботок" на основе методического пособия для воспитателей "Речевое развитие детей 4-5 лет" Гризик Т.И....

Конспект досуга по области «Речевое развитие» для родителей и детей средней группы № 2 «Знайки» (4-5 лет) с использованием современной образовательной технологии «Артикуляционная гимнастика» Тема: «Непослушный язычок»

Совершенствование фонематического слуха и фонематического восприятия. Воспитание партнерских отношений с родителями и воспитателями во время игр. Повышение и развитие интереса у родителей к играм и уп...