Несколько советов логопеда внимательным родителям
статья по логопедии

Чмыхова Ольга Борисовна

Несколько советов логопеда внимательным родителям по развитию речи младшего дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько советов родителям по речевому развитию ребенка

  •  Начнем с Вас, дорогие родители! Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому всегда сопровождайте свои действия словами.

  •  Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы
    видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно
    двигается. Если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

  • Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое
    слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому
    каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить
    как можно более выразительно.

  • То же, но по – разному. Повторяйте многократно одно и то же слово. При
    повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа»,
    «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и
    понять, что фразы делятся на слова. Но, не переусердствуйте. Не употребляйте
    слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

  • Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово
    в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше
    обучается и впитывает новую информацию. Гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

  • Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая
    что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать,
    нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет
    несколько раз - коротко, четко, выразительно.

  • Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки
    мяукают; переклички «мяу-мяу»). Специально создавайте такие игровые
    ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание – побуждаете не Вы, а ситуация.

  •  Не предупреждайте его желаний. Некоторые родители пытаются угадать
    желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они
    только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

  • Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях:
    понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта, названия вещей и существ на картинках в книжках и,конечно, имена родственников и близких людей). Научите ребенка показывать,  «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.

  • Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте,
    сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так
    вы сможете день за днем судить о его успехах.

  • Развивайте фонематический слух. Учите ребенка прислушиваться к
    различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук
    жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д. Обращайте внимание ребенка на
    различное звучание (с-с-с, з-э-з, ш-ш-ш ж-ж-ж), побуждайте различать слова,
    отличающиеся одним звуком (крыса-крыша нос-нож, уточка-удочка и т.д.).

  •  Не пренебрегайте звукоподражанием. Для детей, которые поздно
    начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.

  •  Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки.
    Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм, воспроизвести его.

  •  Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание не развитие мелкой
    моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

  • Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. Если Ваш малыш
    неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним
    неправильное произношение слова. Тут же повторите слово -правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

  • Только Вы! Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности
    своего ребенка могут помочь ему развиваться. Не забывайте активно радоваться
    его успехам, чаще хвалите своего малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжка-малышка для родителей. Советы логопеда. "Внимательные ушки"

В книжке-малышке для родителей  "Внимательные ушки" собраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания у детей.Уважаемые родители!  Вы прекпрасно знаете, что мир вокруг нас "жи...

Несколько советов для неравнодушных родителей

Уважаемые родители! В нашей виртуальной беседе мне хотелось бы рассказать о значении формирования пространственных представлений детей дошкольного возраста.Развивать пространственные представления нач...

Несколько советов – рекомендаций для родителей

Надеюсь что эти рекомендации помогуи в вопросах семейного воспмтания молодым родителям,а родителей " со стажем " убедят в правильности намеченной линии воспитания....

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Памятка для родителей "Советы логопеда заботливым родителям"

Предлагаемая памятка поможет педагогам рассказать родителям о необходимости коррекции речи...

Советы логопеда. Рекомендации родителям. Родителям будущего первоклассника.

Вашему ребенку исполнилось шесть лет – совсем большой и в школу скоро. Ребенок должен вступить в новый коллектив. А это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но пр...