Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
консультация по логопедии

Куриганова Анастасия Андреевна

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsionnaya_storona_rechi_detey.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Уважаемые родители, хочу поделиться с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

Предлагаю вам ряд способов и приемов, которые помогут активизировать речевое развитие детей.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!

Предложите ребёнку произнести предложение по-разному, выделяя логическое ударение.

Наша Таня громко плачет. (наша, а не чужая)

Наша Таня громко плачет. (Таня, а не Маша)

Наша Таня громко плачет. (громко, а не тихо)

Наша Таня громко плачет. (плачет, а не кричит)

  1. Пауза (временная остановка голоса в речи).

Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните, известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»?

Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.

  1. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

Предложите ребёнку заменить вопросительные предложения восклицательными.

Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

И наоборот.

Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

 Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.

Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках. (Средний темп)

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)

Какие странные дощечки

И непонятные крючки!»

5. Изменения громкости голоса.

Предложите ребёнку считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение «Ау!». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

6. Тембр.

Тембр окрашивает голос. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

1.Предложите ребёнку выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений.

 «Удивиться» - поднять брови, открыть рот;

«Нахмуриться» - нахмурить брови;

«Рассердиться» - нахмурить брови, надуть щеки;

«Огорчиться» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).

Произнесите сами фразу с разным настроением, пусть ребёнок попробует угадать вашу эмоцию.

Проговаривайте с ребёнком любимые стихи как:

- дряхлый старик;

- робот;

- хитрая лиса;

- школьник, не выучивший урок;

- злая ведьма.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"

Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...

Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими  интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...

Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...