Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бочарова Оксана Викторовна

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»

Конспект

открытого группового занятия по ОО «Речевое развитие»

«Зимующие птицы»

для детей старшей компенсирующей группы

                                                                            Составили

                                                                                       Воспитатель

                                                                                        Пыжикова  О.Г.

                                                                                       учитель- логопед                

                                                                                       Бочарова О.В.

                                                                                     

                                                                                                         

 

Ачинск 2020

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции.

Задачи:

1.Коррекционно - образовательные:

  • Закрепление представлений о зимующих птицах;
  • Закрепление навыков словообразования и словоизменения;
  • Развитие умения давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно- развивающие:

  • Развитие зрительного и слухового  восприятия, тактильных ощущений;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие логического мышления, внимания, памяти.

    3. Коррекционно - воспитательные:

  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру;
  • воспитание вежливости, чувства    взаимопомощи, самостоятельности, активности, самоконтроля.

    Возраст детей: 5- 6 лет.

    Образовательная область: речевое развитие (коррекция речи).

    Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений.

    Методы и приемы: беседа, показ, объяснение, наблюдение, упражнения, игры, анализ, синтез.

    Форма проведения: совместная деятельность воспитателя, учителя- логопеда с детьми, самостоятельная деятельность детей.

     Оборудование и материалы: картинки птиц, разрезные картинки птиц, семена, ёмкости под семена, новогоднее украшение «Дождик», поролоновые губки, аудиозапись голосов птиц, ёлки, снежинки, магнитная доска, маркер, «волшебная» палочка, корзинка с конфетами (яйцами).

Предварительная работа: знакомство и расширение знаний детей о зимующих птицах.

 

Ход занятия        

  1. Организационный момент.

(Дети входят в группу под звуки зимнего леса и становятся на ковре в круг, воспитатель проводит кинезиологическую  гимнастику).

Воспитатель: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.  Давайте сделаем гимнастику.  

•  Сначала натянем "умную шапку"  (указательным и большим пальцами оттягивают мочки ушей вниз и имитируют завязывание узелка под подбородком).

•  Теперь позеваем (открывают широко рот и нажимают указательными пальцами на середину щек).

•  Покажем "умную сову" (правую руку кладут на левое плечо и слегка надавливают, медленно поворачивают голову влево назад, затем вправо назад, меняют руку и повторяют движение головы).

Совушка-сова, Большая голова. На суку сидит, На всех глядит.

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

•  Гимнастика для глаз "Найди названную птицу" (на стене размещены картинки зимующих птиц , дети находят глазами по заданию воспитателя названную птицу (в четырех направлениях – слева, справа, вверху, внизу), не поворачивая головы).

       Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Логопед: Ребята, посмотрите  за окно. Какое сейчас время года?

Дети:  Зима.

Логопед: Ух, ты, зимушка- зима, Закружила , замела,

                  Все дорожки и пути, Не проехать , не пройти.  

                  Мы на лыжи дружно встали, Друг за другом побежали.  

(все «встают» на лыжи,  «берут» в руки палки и «едут» к следующему пункту «Зимний лес»)                                                                                            

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в зимнем лесу?

Дети: Птицы не поют.

Логопед: Почему не поют птицы?

Дети: Улетели в тёплые края, потому  что наступила зима.

Логопед:  Наступила зима, холода, посмотрите,  кажется, это волшебница- Зима пробралась  и к нам в группу  и запорошила своим волшебным снежком наш стол. А под снежком что-то спрятала Зима от нас. (На столе  перед  детьми предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним “дождиком”)

Развитие ротового выдоха.

Сейчас мы сделаем губы трубочкой, вдох через нос и плавно подуем через рот на снег. Потренируемся?! Щеки не надувать! А теперь подуем так же на снежок.

(дети дуют на «дождик»)

Логопед: Что же там?

Дети: Картинки птиц.

Логопед: Теперь каждый из вас возьмет по картинке и скажет название птицы.

Дети:  Ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел, сова.

Логопед: А какие это птицы? 

Дети: Зимующие

Логопед: Почему их так называют? 

Дети: Потому что они не улетают на юг, как перелетные, а остаются зимовать с нами, они не боятся холодов.

Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети:  О зимующих птицах.

(Включается фонограмма со звучанием птичьих голосов поочередно).

Игра «Птичий концерт» (аудиозаписи голосов птиц)

Логопед: Ребята, кажется, к нам с Вами кто- то прилетел, слышите?  Чей же это голос?

Дети: Снегирь.

Логопед: Как он голос подает? Он свистит и шипит.

(Аналогично проводится беседа по другим видам птиц).

Сова – ухает,  ворона – каркает, сорока – стрекочет, синица  - тенькает, воробей -чирикает, голубь  - воркует.

Логопед: Молодцы ребята, я довольна вашими ответами.  Я приглашаю вас присесть .

Логопед:  Я прошу вас подумать и сказать: « Чем похожи  все птицы?»

Дети: У них есть крылья, лапы, тело, голова, клюв, перья (параллельно ответам детей логопед  схематично изображает на доске птицу из названных частей)

Логопед: Каких частей по две?

Дети: Два крыла, две лапы.

(Прием дермолексии – рисование на спине)

Логопед: Замечательные ответы! Вот вам «волшебная» палочка в награду. А с ней игра «Угадай, что я нарисовала».

        Сейчас  я приглашу одного из вас подойти ко мне и  повернуться  спиной, а  я «волшебной» палочкой нарисую какую-то часть тела птицы, вы же должны угадать и назвать мне эту часть тела. Готовы? 

Дети: Да.

(дети подходят по одному, логопед «рисует» на спине ребенка  туловище (большой овал), голову (большой круг), клюв (маленький треугольник),  лапку (длинная палочка и три коротких), хвост (большой треугольник)

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки с изображением птиц,  я хочу, чтобы вы подошли к столам и  собрали из частей птиц

(на столах разрезанные на 6 частей картинки, дети в парах собирают и называют птицу)

Воспитатель:  Друзья мои, вы, наверное, утомились? Идите ко мне, мы с  вами немного разомнемся.  

Физминутка:

Вот летали птички,

птички-невелички.

Все летали, все летали

крыльями махали.

Все летали, все летали

крыльями махали.

(Дети бегают по кругу и машут ручками, как крылышками)

На дорожку сели,

зернышек поели

Клю-клю-клю-клю,

как я зернышки люблю.

Клю-клю-клю-клю,

как я зернышки люблю.

(Присаживаются на корточки и стучат пальчиком по полу).

Перышки почистим,

чтобы были чище,

Вот так и вот так,

чтобы были чище!

Вот так и вот так,

чтобы были чище!

(Обеими руками справа и слева отряхиваются.)

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем по веткам.

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем по веткам.

(Прыгают, размахивая руками).

Воспитатель: Как птицы переносят зимнее время?

Дети: Им голодно и холодно, они прилетают близко к жилью человека.

Воспитатель: Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека?

Дети: Чтобы согреться и найти пищу.

Воспитатель: А чем любят питаться птицы?

Дети: Семечками, пшеном, орехами, хлебными крошками, синички несоленым салом.

Д/и «Кого чем угостим?»

(Детям демонстрируются  две одинаковые картинки с множеством птиц).

Воспитатель: Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить!

А чтобы они не ссорились разделим  семена из общей тарелки  в разные. Семечки подсолнуха- в одну тарелку, а семечки тыквы- в другую.  И сделаем мы это на скорость, и определим, какая из команд справится быстро и дружно. Разделимся на команды.

(на столе вниз лицевой стороной лежат картинки с изображением синицы и воробья, дети делятся на две команды путем выбора наугад данных картинок)

Воспитатель:  Как быстро вы справились с заданием! Наелись птицы! Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

- Если у сороки белый бок, она какая?

 Белобокая

- Если у синички жёлтая грудка, она какая?

 Желтогрудая

- Если у снегиря красная грудка, он какой?

 Красногрудый

- Если у дятла длинный клюв, он какой?

 Длинноклювый

- Если у сороки  длинный хвост, она какая?

 Длиннохвостая

Воспитатель: Ребята, сравним птиц. 

Воробей маленький, ворона … большая.

Сова большая, а синица … маленькая.

Птиц мы сравнили. А теперь сравним слова- названия птиц, в каких словах больше частей – слогов. На каждый слог мы будем сжимать губку.

(Дети выполняют задание воспитателя, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Итог:

Логопед:  Ребята, сегодня на занятии  мы побывали в гостях у зимы, видели много зимующих птиц. Повторили их названия, строение. Что вам больше всего понравилось на занятии? С чем было справиться трудно? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что за корзинка под ёлочкой? Это зимующие птицы отправили вам угощение,  за то что, вы давали правильные ответы.

(Всех ребят воспитатель и логопед угощают конфетами в виде маленького яйца)

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

Конспект открытого интегрированного занятия с применением ИКТ «Моя семья» для детей второй младшей группы

Цель:1. Помочь детям понять родственные отношения в семье.2. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.Программное содержание:Формировать правильное представление о семье, как о людях...

Конспект открытого комплексного занятия по правовому воспитанию из опыта работы в старшей разновозрастной группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»

Конспект открытого комплексного занятия  по правовому воспитанию из опыта работы  в старшей разновозрастной группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»...

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...

Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»

Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе  Тема: «В поисках сюрприза»...

Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...

Занятие «Путь доверия» с элементами логоритмики. Для детей старшей компенсирующей группы

Вашему вниманию предоставляю занятие по логоритмике «Путь доверия»...