Игры, приемы и упражнения с детьми раннего возраста для развития речевых навыков
картотека по логопедии

Пугачёва Лариса Анатольевна

Игры, приемы  и упражнения на развитие речевого дыхания, фонематическихпроцессов. артикуляционной и мелкой моторики с детьми раннего возраста для развития речевых навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_ran.vozr_.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, приемы  и упражнения

с детьми раннего возраста

для развития речевых навыков

Развитие речевого дыхания

Правильное звукообразование, паузация, достаточная громкость голоса, плавность речи, интонационная выразительность возможны только при правильном речевом дыхании. Речевой выдох должен быть центральным, сильным, длительным.

При несформированном речевом дыхании ребенок может запинаться во время разговора, задыхаться. Поэтому необходимо сделать выдох сильным, уверенным, научить говорить на выдохе 4–6 слов.

Важно помнить, что игры, направленные на развитие речевого дыхания, могут привести к быстрому утомлению ребенка, спровоцировать головокружение. Поэтому необходимы четкий контроль за временной протяженностью игры, не более 2–4 минут, чередование с другими упражнениями.

Игры и упражнения на развитие глубокого вдоха: «Понюхай цветочки», «Ароматные коробочки», «Узнай фрукт, овощ» и т. д. При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: не спеша набираем воздух через нос, контроль за плечами – они не должны подниматься.

Игры и упражнения на развитие длительного плавного неречевого выдоха: «Ветерок», «Вертушка», «Подуй на веточку с листочками», «Сдуй с ладошки перышко», «Чей кораблик плывет быстрее?», «Бульки» и т. д.

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность выдоха. Во время выдоха воздух выходит только через рот, плавно, длительно, а не толчками. Губы не сжимать, щеки не надувать. Не допускать выхода воздуха через нос (при выдохе через нос аккуратно зажмите ноздри ребенка или поднесите к носу небольшую полоску из папиросной бумаги).

Игры и упражнения на развитие длительного плавного речевого выдоха:

1. Игры и упражнения на пропевание гласных (одного, двух, трех): «Воет ветер – УУУ», «Девочка плачет – ААА», «Зубки болят – ООО», «Плачет малыш – УА», «Заблудились в лесу – АУ», «Эхо», «Далеко-близко», «Громко-тихо» и т. д.

2. Игры и упражнения на пропевание согласных: «Сдулся шарик – Ф-Ф-Ф», «Бежит водичка из крана – С-С-С», «Звенит комарик – З-З-З» и т. д.

3. Игры и упражнения на пропевание слогов (по два и довести до трех). Подражание «Мычит корова – МУ-МУ», «Лает собачка – ГАВ-ГАВ», «Веселое путешествие: сигналит машинка – БИ-БИ; сигналит паровоз – ТУ-ТУ», «Птицы разговаривают: КО- КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК» и т. д.

При выполнении этих упражнений необходимо побуждать ребенка к повторению за взрослым, контролировать модуляцию, силу голоса, пропевание звуков и сочетание слогов на одном выдохе.

Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания

1. «Коробочки со звуками». Формировать умения различать звучащие предметы. В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупу, песок, камушки.

2. «Слышим звон и знаем, где он». Учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку, показывать направление.

3. «Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

4. Игра «Кто молчал?». Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-о-о, и-и-и). Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.

5. «Сломанный телевизор». Формирование речедвигательного образа звука. По беззвучной артикуляции гласного звука ребенок должен угадать, какой звук произносит педагог.

6. «Отгадай, что звучит». Знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умение различать предметы на слух и по звучанию. Ребенку демонстрируют, как звучат различные предметы, сначала с показом этих предметов, а затем так, чтобы ребенок не видел предмет.

7. «Разговор шепотом». На расстоянии 2–3 метров педагог шепотом просит ребенка что-либо сделать (например, принести игрушку) и т. д.

Развитие артикуляционной моторики

Использование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.

С целью развития артикуляционного аппарата необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, например:

 Развитие подвижности нижней челюсти – максимальное открывание и закрывание рта («Рыбки», «Птенчики», «Окошечко» и др.).

 Развитие подвижности губ – растягивание губ в улыбку, вытягивание в тру- бочку («Я радуюсь», «Паровозик», «Волк», «Слоник», «Дудочка» и др.).

 Статические упражнения для языка («Язычок в домике», «Лопаточка», «Блинчик» и др.).

 Динамические упражнения для языка («Киска лакает молочко», «Слижи с верхней губы варенье», «Лошадка» и др.).

 Упражнения для губ и щек («Сытый хомячок», «Голодный хомячок» и др.).

Развитие мелкой моторики рук

Существует множество игр, позволяющих развивать мелкую моторику рук. В процессе игры, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки: бусы и шнуровки, кукольную одежду на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т. д., можно активизировать процесс совершенствования и развития движений кистей и пальцев рук. Вызывает достаточный эмоциональный подъем и интерес к совместной деятельности со взрослым использование различных материалов, развивающих моторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глина), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

Усиливают процесс развития мелкой моторики и разнообразные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие пред- меты в сосуд с узким горлышком; заводить ключиком игрушки; собирать з, мозаику; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуровать и многое другое.

Игры с пальчиками. Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, бывают как без речевого сопровождения, так и с речевым. Используется сочетание речи и движений рук, договаривание слов и строк. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации,  даны упражнения по развитию речи,  для детей ранненго возраста....

Творческий отчёт на тему: «Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию»

Актуальность данной темы определяется тем, что овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного о...

Развитие речевых навыков в раннем возрасте.

Возраст с 2-4 лет является синзитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития речи....

Рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речевых навыков

Рекомендации логопеда  родителям детей раннего возраста по развитию речевых навыков...

Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития.

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.В настоящее время достигнуты зн...