Консультация для родителей по профилактике нарушений речи в раннем возрасте
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Палкина Анастасия Юрьевна

Консультация для родителей по профилактике нарушений речи в раннем возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по профилактике нарушений речи в раннем возрасте

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи): ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да.  Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова: ляля, биби, коко.

Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и звуковой стороной речи (слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т.д.). В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение.

Такой путь в овладении речью совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.

Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка, формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее восприятие материала в школе.

Что же необходимо делать родителям, чтобы речь ребёнка не отставала в своём развитии

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. А.В.Запорожец отмечал, что «при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в общении, развитие речи отстаёт в своих темпах».

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Играйте с детьми в разнообразные игры: настольно-печатные (лото, домино, парные картинки, кубики). Это будет способствовать накоплению словарного запаса. Купив игру, 10-15 минут поиграйте с ребёнком, объясните ему правила игры, так как, не понимая правил, он  потеряет к ней интерес.

Ещё полезнее для развития речи детей так называемые словесные игры.

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку): - В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Какой стол, если он сделан из дерева?

-Деревянный.

-Стакан из стекла? Стеклянный.

-Ключи из стали? Стальные и т.д.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку): - Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным. Взрослый: - Солнце греет. Ребенок: - Солнце греет, птички поют. Солнце греет, снег тает.

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. Мама: -Я вижу высокий дом. Ребенок: -Я вижу низкий дом. Мама: -У меня острый нож. Ребенок: -У меня тупой нож.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«В одной бочке два теста». (Яйцо)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащению словаря детей способствует помощь маме или папе по дому, если её правильно организовать. Например, если в семье планируется уборка, надо привлечь ребенка, и озвучивать свои действия. Протирая посуду, мама спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – ее используют для салатов».

Затем мама просит ребенка подать ей посуду и назвать то, что он подает.

Мама: - Что мы поставили в сервант?

Ребенок (отвечает обобщающим словом): -Посуду.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно с раннего детства говорить ребенку о правилах уличного движения.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью,  умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Так же описывается другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…».

Уважаемые родители! Если вы активно занимаетесь развитием речи своих детей, ваши дети обретут новые возможности общения с окружающим их миром, что, несомненно, будет способствовать их успеху в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Оказать реальную и полноценную  помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей на тему: "Развитие  речи детей раннего возраста"...

Консультация для родителей Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек? », «Что делать, если ребенок не говорит? », «Что делать, если ребенок отвечает ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста".

Данный материал поможет родителям правильно простроить свою деятельность для развития речи их детей....