Методическая разработка по теме "Развитие коммуникативной функции речи, как условие успешной адаптации в школе"
методическая разработка по логопедии

Логишенкова Татьяна Юрьевна

Опыт работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme2.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:  

«Развитие коммуникативной функции речи

как условие успешной адаптации в школе»

Логишенковой Татьяны Юрьевны

           учителя-логопеда

                                                                           

Г. Пикалёво

                                                                                 

                                                                                     

                                                                                     Хорошее слово и хорошая игра        

                                                                           Два взлётных крыла детства

     Врач работает с болезнью, священник с грехами, педагог с идеалами, психолог с иллюзиями. В профессии логопеда сочетаются милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. 

    Я люблю свою работу. Работаю учителем-логопедом 16 лет. И всё это время не перестаю радоваться тому, что в своё время выбрала такую актуальную и такую гуманную профессию.

    Меня учили настоящие профессионалы,  именно поэтому я уверена, что ошибки и недоработки в моей работе дорого обойдутся многим людям на протяжении долгих лет их жизни.

   Моя профессия связана с самым главным - с божественным словом, с человеком. Человек и слово. Отними у народа язык – и народа не будет. А мы, логопеды, стоим у истока этого языка.

    Моё педагогическое кредо: Чтобы светить – нужно гореть и любить.

   Со временем я определила основные принципы своей педагогической деятельности.

   

В основе всего лежит любовь.  Без любви всё – ничто.

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

 

    Получаю огромное удовольствие, видя результаты своего труда, когда после наших совместных занятий ребёнок смело, произносит звуки и слова, ранее ему неподвластные. Стараюсь замечать в ребёнке что-то неповторимое, присущее только ему. Дети помогают мне смотреть на мир другими глазами.

   Стараюсь сделать так, чтобы каждый день приносил мне и моим детям радость общения.

 

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек.

      Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь.            Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание ребёнка, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление, ведь, в процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к школе.

             Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».

   И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

        

     Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

     Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника.

    В последнее время даже от специалистов можно слышать, что такое явление вполне закономерно, что это особенности психического развития современного ребенка, что нельзя противостоять прогрессу и т.д. В то же время и воспитатели, и родители серьезно встревожены  поведением части детей, неумением взаимодействовать на паритетных началах, фактическим вытеснением из жизни ребенка совместных партнерских игр, в которых и происходит его социальное взросление. 

      За низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема – недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.         

      Все выше  обозначенные проблемы  легли в основу  моей педагогической концепции.

     Я работаю в МБОУ «НШ– ДС №9» г. Пикалёво.   

Свою работу я строю в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,  Конвенцией о правах ребёнка,  Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 12 сентября 2008 г. № 666), Указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими законодательными нормативными актами Российской Федерации и Ленинградской области и местного самоуправления, настоящим Уставом, утверждённым Приказом Комитета образования администрации Бокситогорского района Ленинградской области (от 7 ноября 2011 г. №472);  локальными нормативными актами учреждения.

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребёнка образовательные программы реализуются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

     

     Перевод воспитанников в группу компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей), на основании их заявлений и приказа руководителя нашего учреждения.  

   

    На основании этих требований в группе компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи нашего учреждения предусматривается чёткая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

  - своевременным обследованием детей;

  - рациональным составлением занятий;

  - планированием индивидуальной работы с каждым ребёнком;

  - наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов индивидуальных и подгрупповых занятий;

  - оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

  - совместной работой логопеда с воспитателем, инструктором физ. воспитания, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и родителями.    

   

      В ряду задач, стоящих перед нашим учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является  правильная, хорошо развитая речь и сформированные коммуникативные умения.

   Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, остается актуальной. На первое место выдвигается вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
   Вместе с коллегами я выделила
ключевые  приоритеты в деятельности нашего  учреждения, которые я реализую на практике:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

Значительную роль в  осуществлении данных направлений  играют развитые коммуникативные умения дошкольников.

 В связи с этим,  главная цель моей работы состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными умениями.

Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи:

  1 формирование культуры речи и культуры общения;

  2 диагностика и коррекция нарушений в развитии устной речи дошкольников;

  3 формирование нравственных основ личности, социально приемлемого поведения в обществе, уверенность в себе и в своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность, доверие к взрослому как партнеру по внеситуативно - личностному общению;

 4 совершенствование функций формирующегося организма ребёнка, тонкой ручной моторики, развитие зрительно – двигательной координации;

    5  создание единого коррекционно-образовательного пространства. 

     Работу  по коррекции коммуникативного поведения провожу по  трём основным направлениям. 

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, провожу специальную работу по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов (ролевая и театрализованная игра, музыкально – ритмические движения).

Второе направление -  развиваю у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические,  жестовые,  словесные.

Третье направление -   формирую у детей представления о социальных взаимоотношениях людей, используя в работе ролевые игры. 

 Все эти направления обеспечивают:  

  • развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  • овладение «схемой беседы»;
  • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
  • развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
  • развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке,  речи;
  • развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
  • умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
  • развитие языковой способности (компетентности)
  • развитие речевого творчества;
  • развитие связной речи.

   Работу планирую и провожу исходя из задач коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

   После обработки результатов обследования детей подготовительной к школе группе, я выявила уровни развития речи. К концу года повысились показатели уровня развития звукопроизношения, грамматического строя речи, словарного состава, связной речи (см. приложение №4).

После наблюдения за свободным общением детей я наглядно представила в сторону каких оценок сдвинут профиль. Полученные данные показали в какой области речевая коммуникация осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.

 Для получения более адекватных оценок воспитателям было предложено провести по намеченному плану наблюдения.  Воспитатели прослеживали организационное, интеллектуальное и эмоционально-волевое единство детей данной группы. Профиль в наблюдениях воспитателей существенно  не отличался от полученных мною оценок.

       Результаты наблюдения за коммуникативным развитием детей речевой группы позволили нам выявить проблемные стороны.  

   

    Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению был сделан на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи в начале и в конце учебного года (см. приложение №5).

 

   Из полученных данных я сделала вывод о необходимости вести целенаправленную работу по развитию коммуникативной функции.

     

         Для реализации целей и задач используется комплекс условий, обеспечивающих коммуникативное развитие детей.

1. Мониторинг, диагностическое сопровождение  всей планируемой работы с детьми и их родителями.    

      Как показывает мониторинг, дети недостаточно умеют пользоваться формами речевого этикета, часто не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, в общении малоактивны. Преобладает пассивно-социальный тип поведения. У большинства детей отсутствует способность регулировать темпы речи и дыхания.

При этом:  15% детей имеют высокий, 45% - средний, 40% - низкий уровень речевой активности  

         В  целях  изучения коммуникативных умений детей подготовительной к школе группы я провожу наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращаю внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.  

     Оценка коммуникативных умений проводится с учётом  скорректированных мною критериев, позволяющих выделить один из трех уровней речевой коммуникации ребенка ( высокий-средний-низкий).

      В целях выявления уровня речевой готовности к школе, проводится  также обследование связной речи, словарного запаса, грамматической и звуковой  сторон речи детей в начале и в конце учебного года на основе

 « Методики изучения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», автор М.А. Поваляева (см. приложение №6).  

     Кроме этого,  используется диагностика коммуникативной развитости речевой группы методом наблюдения (автор О.Н.Дьяченко).  

          2. Создание предметно-пространственной развивающей среды.

      Успех коррекционной работы напрямую зависит от естественной речевой среды в логопедическом  кабинете и в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.    

  В логопедическом кабинете создана необходимая, разнообразная, эстетически оформленная предметно-развивающая среда, что позволяет обеспечивать практически все направления логопедической работы с детьми по устранению речевого недоразвития (оборудование кабинета – см. приложение №7).  

   В речевой группе оборудован речевой уголок, оформлены словесные, настольные речевые игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр и театрализованной деятельности, наборы мелких настольно-сюжетных игр, конструкторы, мозаика, пазлы, что позволяет развивать все стороны речи детей и мелкую моторику рук. 

    3. Подбор и использование целесообразных методов, форм и приёмов коррекционно-развивающей работы.

     1. В своей практике использую такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками как игровые практические ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и качеств:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

   2. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

       3. Провожу  развивающие занятия, которые направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.

        Логопедическое занятие – это не урок, это некое действо. Чтобы оно захватило ребёнка, стараюсь наполнить его занимательным смыслом. В применении к практике моей работы я рассматриваю развитие коммуникации как единение общения логопеда и ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса.

      Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляю по программе коррекционного обучения и  воспитания детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой, с использованием коррекционных развивающих технологий С.В. Коноваленко,  В.В. Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н.В. Нищевой.

     Развивающие занятия провожу с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, я ориентируюсь на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач, включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики. Все занятия направлены на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

 Задачи занятий: 

  • снятие психологического стресса перед школой;
  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие интеллекта, творческого воображения;
  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

    Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда включают в себя близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.  

   В каждой ситуации стараюсь:

- заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести ребенка в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?»;

- вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы испытывали тогда?»;

- побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим вместе все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха»;

- включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.п.;

- помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними: «Все удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы».

В работе использую:

- игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки: игровые ситуации активного участия типа «Инсценировки с игрушками – подскажи решение», целью которых является подключить детей к поиску правильного решения;

- практические игровые ситуации и реальные ситуации, направленные на освоение культурных норм поведения и общения (этикет), целью которых является формирование культурных привычек, норм культурного поведения. Культурные привычки формируются постепенно, поэтому организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения;

- практические ситуации проблемного характера типа «Как быть? Что делать?», целью которых является побудить, проявить самостоятельность, инициативу, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение;

-практические ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду»;

- практические ситуации типа «Мы дружим со школьниками», целью которых является углубление интереса к школе, снятие тревожности, связанной с предстоящим обучением в школе, формирование опыта межвозрастного общения;

- практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам», целью которых является побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничества. Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

     4. В своей работе по развитию коммуникативной функции речи широко применяю театрализованную деятельность.

    У детей с речевым недоразвитием оказываются сниженными в разной степени потребность в общении со сверстниками и желание разворачивать совместную игру (Л.Б. Баряева, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, Т.Н. Исаева, Н.В. Симонова, Т.П. Свиридюк, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова, Л.И. Солнцева, А.С. Спиваковская и др.), а также уровень самооценки речевого развития у таких детей  по-разному влияет на процесс общения со сверстниками и взрослыми. (О.А. Слинько). 

     Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

   Раздавая  роли детям, я стараюсь  раскрыть в них потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
  Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия
(В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

    Я использую: игры в кукольный театр, игры-драматизации,
игры-представления (спектакли), тем самым развивая психофизические способности (мимику, пантомимику), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности.)

Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
  Я учусь вместе с детьми  разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки, овладевать куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, пальчиковым).

Использую общеразвивающие и специальные игры. С помощью общеразвивающих игр учу детей ориентироваться в окружающей обстановке, развиваю произвольную память и быстроту реакции. Эти игры способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе. С помощью специальных игр у детей развивается воображение и фантазия, они готовятся к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

 Также широко использую маленькие спектакли (этюды), темы которых близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания) развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). (см. приложение №8).
    Если этюды разыгрываем по сказкам, вначале определяем характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный). Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Этюд «Цветок»

  5. Вместе с музыкальным руководителем проводим занятия по ритмопластике, которые включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. У детей происходит развитие естественных психомоторных способностей, формирование свободы и выразительности движений, воображения, появляется уверенность в себе и своих силах, что позволяет более успешно справляться с перенапряжением.  Занятия проводятся в игровой форме с использованием динамических и статических комплексов.

    У детей с речевыми нарушениями наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, провожу специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц (см. приложение№9).

   Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отвожу значительное время. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей.

   Включаю игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также входят игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    Таким образом, я применяю три вида упражнений:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
   В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

      В коррекционной работе по развитию коммуникативной функции речи опираюсь на эмоциональный мир, познавательный интерес детей. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях (см. приложение №10).
 

 6. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

     7. Вместе с детьми мы создаём спектакль. Создание спектакля - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
   Как правило, материалом для сценического воплощения служат
сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей.

   Иначе говоря, при работе над спектаклем у детей формируются такие качества, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

   С помощью применения мною в практике кукольного театра дети учатся вести диалог и регулировать собственные переживания.  Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях.

     Таким образом, применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

     8. Чтобы избежать негативных эмоций, помочь в адаптации к школе, предлагаю первоклассникам психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.  Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Дети с нетерпением их ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить (см. приложение №11).

 9. В коррекционной работе использую разнообразные нетрадиционные  методы и приемы. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую компьютерные технологии. Их использование предотвращает утомление детей, поддерживает  познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Занятия с применением компьютера и мультимедиа провожу фрагментарно, при этом обязательно соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка:
   1. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    2. До начала занятия и после провожу гимнастику для глаз.

      На подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий  использую (фрагментарно) компьютерные презентации. Закрепляю такие понятия, как цвет, форма, величина (игра «Рисуем мы красиво»).

    Также компьютерные технологии использую в работе с родителями, что позволяет расширить их осведомленность в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи. В речевой группе родители составили в помощь своим детям приложение к «Сказке о веселом язычке» (компьютерная презентация – «Правильно, красиво, чётко говорим»).


       4. Взаимодействие с педагогами,  родителями и социальными партнёрами.

        В целях обеспечения качества образовательного процесса и коррекционной работы с воспитанниками привлекаю к сотрудничеству специалистов Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Пикалёва, других специалистов.

    Участвую в методических объединениях учителей-логопедов города.      

    Обсуждаемые на заседаниях МО темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики и психологии, обогащают коррекционно-логопедическую работу новыми теориями и методиками.

    Одним из условий эффективной коррекции речи является совместная работа с другими специалистами нашего учреждения: с воспитателями, с музыкальным руководителем, с инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом, младшим воспитателем, а также с  родителями.

 Активно воздействуя на ребёнка специфическими для каждой дисциплины средствами, мы строим нашу работу на основе педагогических принципов, и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционной работы, намеченный специалистами нашего учреждения, направлен на формирование и развитие коммуникативных умений и речевых сфер.

     Воспитатели речевой группы закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают практическим путём овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическим категориям, согласованием в роде, числе и падеже;  применяют в работе логопедические сказки-помощники, которые помогают совершенствовать дикцию, развивать фонематическое восприятие и связную речь. Вместе с тем развивается внимание, память, воображение, коммуникативные навыки. Накоплена богатая картотека сказок-помощников с различными заданиями, с использованием разных видов театров.

     С педагогами учреждения проводятся консультации, семинары-практикумы, подготавливаются рекомендации, игры и упражнения, направленные на коррекцию речевого процесса.    

    Цель семинаров-практикумов, проводимых с педагогическим коллективом - помочь воспитателю в организации коррекционной работы (см. приложение №1).

   

   Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, индивидуально-подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи

(тембром, силой, высотой, интонацией), развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласовывает с речью, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь. Всё это проходит через ритмические игры, танцы с повторяющимися движениями, что позволяет научить детей владеть своим телом, развивать ритмичность, скоординированность движений, уверенность в себе.

     Инструктор по физическому воспитанию на занятиях по физической культуре широко использует динамические паузы и пальчиковые игры, помогающие автоматизировать звуки, развивать интонацию и выразительность голоса, мимику, пластику движений, точность и координацию как общей, так и мелкой моторики. Использует логоритмику, игроритмику, игры-миниатюры, психогимнастику, самомассаж. Формированию звуковой культуры речи способствуют считалки, поговорки, пословицы, загадки, сказки, Широко применяются в работе с детьми подвижные игры с рифмованным текстом и ритмичными движениями, что помогает научить детей управлять своим дыханием.

       Психолог знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации.

         Немаловажное значение имеет работа с родителями. В первую очередь стараюсь установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда родители доверяют мне, убеждаются в моей компетентности, мы начинаем  с ними плодотворно сотрудничать.  Устраиваю для родителей открытые занятия, приглашаю их на индивидуальные занятия и консультации. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к труду логопеда  
       Самое главное, что должны понять родители - без их участия, поддержки, результат работы будет минимальным.

Усилия всех специалистов речевой группы и родителей направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в областях звукопроизношения, грамматического строя речи, фонетико-фонематических нарушений, на закрепление правильного и осмысленного употребления слов в спонтанной речи, а также на развитие коммуникативной функции речи.  

     Выводы диагностических данных на конец года позволили нам выяснить, насколько продвинулся воспитанник в освоении социума. Заполнив данные и в начале и конце учебного года, мы смогли проследить динамику развития коммуникативной функции речи.

     Это говорит о том, что, система работы, представленная мною, складывалась в течение ряда лет. На сегодняшний день опыт с детьми помогает нам получать хорошие результаты. 86% детей стали иметь высокий уровень, 12% - средний, 2% - низкий уровень коммуникативной развитости (см. приложение№5).

     Используемые нами методы и приёмы по развитию коммуникативной функции речи обеспечивают высокий уровень адаптации первоклассников к школе.

      У детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, узнают правила работы в группе.  Адаптационный период, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.

     Проведя мониторинг успеваемости детей – воспитанников нашего ОУ совместно с учителями, мы отмечаем хорошую адаптацию и готовность детей к обучению в школе. Наблюдения показали, что все учащиеся первого класса благополучно прошли адаптацию: у воспитанников преобладают жизнерадостное настроение, желание посещать школу, активное отношение к учёбе, дети объединяются в коллектив, стараются выполнять требования учителя. Переход на школьное обучение детей подготовительной к школе группы оказался безболезненным.

    Стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегрированных связей.

Счастье мне даёт работа

Без неё мне не прожить.

Я учу детей красиво, без ошибок говорить.

Все расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками.

Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

Ни у кого сомнений нет,

Как в жизни важен логопед.

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

И чтобы не давать хлеб пародистам,

Я говорить учу всех чисто.

А закончить мне хотелось бы высказыванием Ш. А. Амонашвили:

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо наконец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Именно таким педагогом мне и хочется быть, эта та вершина профессионального Парнаса, которой мне хочется достичь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации к школе

Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают...

Социально–коммуникативное развитие ребенка как залог успешной адаптации к школе»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648488","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648490","...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Статья на тему: «Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе»

Особенности возрастного этапа 6 -7 лет проявляются в возрастных изменениях во всех сферах. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребн...

"Мотивационная готовность как условие успешной адаптации к школе.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования.Основная задача ДОУ подготовить ребенка к успешному переходу в следующую ступень образования...