Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»
методическая разработка по логопедии

Кондратьева Наталия Александровна

       Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. Активное внедрение интерактивных игр и других мультимедийных средств качественно меняет использование наглядно-иллюстративных методов, при этом происходит стимуляция интеллектуальной деятельности, эмоциональности и работоспособности детей с ОВЗ и, в частности, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  В мастер-классе рассказывается о оздании интерактивных игровых заданий с помощью программы Screen Media, а также об использовании игр по программам «Мерсибо», «Адалин».

       (Технические возможности сайта не позволяют предоставить презентацию в полном объеме, поэтому прилагается текстовой файл без сокращений.)    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ikt_szhatie.pptx1.59 МБ
Файл tekstovoe_pril._k_prezentatsii_2_2.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ- детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории логопедической группы «Василёк» Кондратьева Н.А.

Слайд 2

Компьютерные технологии открывают новые, малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. При использовании компьютерных технологий создается благоприятная психологическая атмосфера, при этом вырабатывается правильная реакция ребенка на ошибку, неудачу при выполнении заданий. Компьютерные технологии качественно индивидуализируют процесс образовательной деятельности, обеспечивают индивидуальный темп и количество повторений. Для педагога использование интерактивных игр представляет следующие возможности: избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек; открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике; позволяют взглянуть на свою работу с новых позиций , переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет. Дошкольники , воспринимающие информацию визуально и кинестетически , понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Слайд 3

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает взаимодействие педагогов: - логопед формирует первичные речевые навыки у детей; - воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки, решая следующие задачи: совершенствование артикуляционной моторики; закрепление произношения поставленных логопедом звуков; обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики; упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; развитие внимания, памяти, логического мышления; формирование связной речи; закрепление навыков чтения и письма.

Слайд 4

Для осуществления коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с поставленными задачами, я использую презентации и интерактивные игры созданные с помощью редактора Microsoft PowerPoint и программы « Screen Media ». Большую помощь мне оказывают также игры по программам « Мерсибо », «Адалин». Интерактивные игры используются мной как на фронтальной, так и во время индивидуальной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Наша группа оснащена интерактивной доской Scree Media . Особенность резистивной интерактивной доски Screen Media - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. Большая площадь поверхности доски Screen Media превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

Слайд 5

Дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различными объектами. Предлагаю вашему вниманию игровые задания, подготовленные мной для детей старшего дошкольного возраста

Слайд 6

Инструменты ИКТ для создания длительного интереса детей Маска Указатель области Прожектор Занавес Лупа Указатель

Слайд 7

Инструмент «Занавес» позволяет скрыть и постепенно открывать ряды картинок в играх «Четвертый лишний», «Что лишнее?», «Запомни и назови». Использование инструмента «Маска » удобно при выполнении таких игровых заданий, как «Отгадай загадки, открой отгадки», «Кто где живет?» . Особенности этого инструмента: под «маской» картинки прячутся заранее; на экране можно располагать несколько «масок» одновременно. Ответив на вопрос или отгадав загадку, можно убрать «маску» и проверить правильность ответа.

Слайд 8

Угадай, кто спрятался? При работе с инструментом «Указатель области» экран закрывается цветным фоном по выбору, а курсором «от руки» можно обвести нужную область, которая тут же открывается. Таким образом можно прятать любое животное или предмет.

Слайд 9

Пример использования инструмента «Прожектор» в игровом упражнении «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных имен прилагательных). С помощью данного инструмента можно «подсвечивать» любое место на экране, увеличивая или уменьшая область показа. Пример использования инструмента «Прожектор» в упражнении «Опиши животное», в случае, если игровая ситуация предполагает расположение нескольких объектов на поле одного экрана.

Слайд 10

Инструмент «Указатель» можно использовать в играх на прослеживание направления. Например, с помощью двигающейся стрелки на картинке-схеме «Круговорот воды в природе» ребенку предлагается указать путь капельки воды и прокомментировать. Детям нравится, что стрелка будто оживает и послушно двигается по картинке вслед за движением их руки. «Указатель» помогает детям сосредоточиться на предмете, который окружен множеством других. Например, в игровом упражнении «Назови животное» или «Скажи, где находится?» (закрепление употребления пространственных предлогов).

Слайд 11

Инструмент «Лупа» позволяет увеличить часть содержания страницы. Дети с удовольствием в процессе игры «Юные натуралисты» рассматривают через лупу растения, насекомых и т.д. Мы представляем себя любознательными учеными, считаем лапки у жука и паука, сравниваем и делаем выводы.

Слайд 12

В программе Scree Media возможна активизация интереса дошкольников к выполнению упражнений по заданию логопеда «Обведи по точкам», « Зашумованные картинки », «Заштрихуй картинку», «Проведи дорожку», а также всевозможные лабиринты для тренировки зрительных анализаторов, ориентировки в пространстве и подготовки руки к письму. «Обведи по точкам» «Проведи дорожку»

Слайд 13

ИТОГ Основываясь на личном опыте, хочу отметить, что активное внедрение интерактивных игр и других мультимедийных средств качественно меняет использование наглядно-иллюстративных методов, при этом происходит стимуляция интеллектуальной деятельности, эмоциональности и работоспособности детей с ОВЗ и, в частности, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Использование интерактивных игр

в коррекционно-развивающей работе

воспитателя с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)»

                               Подготовила: воспитатель

                                                   высшей квалификационной категории

                                             логопедической группы «Василёк»

                  Кондратьева Н.А.

Отметим, что дают Компьютерные технологии

детям:

  •  открывают новые, малоисследованные технологические варианты обучения;
  • создают благоприятную психологическую атмосферу, при этом вырабатывается правильная реакция ребенка на ошибку, неудачу при выполнении заданий;
  • индивидуализируют процесс образовательной деятельности;
  • позволяют воспринимать информацию визуально и кинестетически.

педагогам:

  • открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике;
  •  позволяют взглянуть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет;
  •  избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек.

Основные составляющие

взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

-        Логопед  формирует первичные речевые навыки у детей.

-        Воспитатель:

•        развивает сформированные речевые навыки, артикуляционную моторику;

•        закрепляет произношение поставленных логопедом звуков;

•        обогащает, уточняет и активизирует отработанную лексику;

•        совершенствует формирование связной речи;

•        закрепляет  навыки чтения и письма;

•        развивает внимание, память, логическое мышление.

     Для реализации поставленных задач я использую презентации и интерактивные игры, созданные с помощью редактора Microsoft PowerPoint и программы «Screen Media», а также игры по программам «Мерсибо», «Адалин».    

     Использование интерактивных игр эффективно и при фронтальной, и в индивидуальной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми средней, старшей и подготовительной групп.

Создание интерактивных игровых заданий с помощью программы Screen Media

     Наша группа оснащена интерактивной доской Screen Media. Ее особенность - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

     Большая площадь поверхности доски Screen Media превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

       Дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, оперируют геометрическими фигурами и различными объектами.

Дошколята с увлечением передвигают буквы и цифры, соотносят картинки с буквами, составляют слова и предложения.

     Предлагаю вашему вниманию игровые задания, подготовленные мной для детей старшего дошкольного возраста с использованием инструментов ИКТ для создания длительного интереса детей: «занавес», «маска», «указатель области», «прожектор», «указатель», «лупа».

Инструмент «Занавес» позволяет скрыть и постепенно открывать ряды картинок в играх «Четвертый лишний», «Что лишнее?», «Запомни и назови».

Например, игра «Четвертый лишний» представлена в виде таблицы с рядами картинок, которые открываются постепенно в ходе отгадывания и выделения лишнего предмета. Благодаря «занавесу» внимание ребенка не рассеивается.

Использование инструмента «Маска» удобно при выполнении заданий «Отгадай загадки, открой отгадки», «Кто где живет?». Картинки прячутся заранее; на экране можно располагать несколько «масок» одновременно.

Ответив на вопрос или отгадав загадку, можно убрать «маску» и проверить правильность ответа.

Плюс этого инструмента в том, что картинки можно спрятать заранее и открывать постепенно.

При работе с инструментом «Указатель области» экран закрывается цветным фоном по выбору, а курсором «от руки» можно обвести нужную область, которая тут же открывается.

Сначала дети видят только цветной фон. Потом появляется, например, нога. Дети предполагают, чья это нога может быть, потом хвост, голова и т.д. Постепенно узнают, кто или что изображено на экране.

Таким образом можно «прятать» любое животное или предмет. Ребята с удовольствием играют в такие игры с «прятками».

     Пример использования инструмента «Прожектор» в игровом упражнении «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных имен прилагательных). С помощью «прожектора» можно «подсвечивать» любое место на экране, увеличивая или уменьшая область показа.

Сквозь цветной туман дети угадывают очертания всего животного. Отчетливо видят только какую-либо его часть и называют: ухо ежа или ежиное ухо, ежиный нос…Если на картинке лиса: лисий хвост, лисья морда, лисьи лапы...

Пример использования инструмента «Прожектор» в упражнении «Опиши животное», в случае, если игровая ситуация предполагает расположение нескольких объектов на поле одного экрана.

Например, встретились в лесу белка и еж…(игровая ситуация). Описание внешнего вида белки. Потом переводим «прожектор» на ежа, рассматриваем и описываем животное.

Инструмент «Указатель» можно использовать в играх на прослеживание направления.

Например, с помощью двигающейся стрелки на картинке-схеме «Круговорот воды в природе» ребенку предлагается указать путь капельки воды и прокомментировать. Детям нравится, что стрелка будто оживает и послушно двигается по картинке вслед за движением их руки.

«Указатель» помогает детям сосредоточиться на предмете, который окружен множеством других. Например, в игровом упражнении «Назови животное» или «Скажи, где находится?» (закрепление употребления пространственных предлогов).

Это медведь. Он находится слева от оленя. Под бурым медведем лежит белый медведь ит.д.

     Инструмент «Лупа» позволяет увеличить часть содержания страницы. Дети с удовольствием в процессе игры «Юные натуралисты» рассматривают через лупу растения, насекомых, считают лапки у жука и паука, сравнивают, делают выводы.

Активизация интереса дошкольников к выполнению заданий логопеда возможна в игровых упражнениях «Обведи по точкам», «Зашумованные картинки», «Заштрихуй картинку», «Проведи дорожку», для тренировки зрительных анализаторов, ориентировки в пространстве и подготовки руки к письму.

Развивающие интерактивные игры, созданные с помощью редактора Microsoft PowerPoint.

В моей методической копилке собраны презентации, интерактивные игры и игровые упражнения по каждой лексической теме программы соответственно возрасту воспитанников, созданные в PowerPoint.

Такие игры содержат, как правило, особый алгоритм, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком.

Коротко расскажу о

развивающих интерактивных играх, разработанных психологическим центром «Адалин»,

которые также использую в коррекционно-образовательной деятельности.

    Игры включают упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Интерактивные игры и пособия портала «Мерсибо»

     Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр.

     Игры из мерситеки могут использоваться также воспитателями как логопедических, так и обычных групп.

Примеры игр из мерситеки

Игра «Помоги поросёнку»

Игра «Шагай и называй»

Примеры игр из мерситеки

Игра «Меткий лучник»

Игра «Подземелье с сокровищами»

       Основываясь на личном опыте, хочу отметить, что активное внедрение интерактивных игр и других мультимедийных средств качественно меняет использование наглядно-иллюстративных методов, при этом происходит стимуляция интеллектуальной деятельности, эмоциональности и работоспособности детей с ОВЗ и, в частности, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Маршрут разработан на два года обучения. Разделы: звукопроизношение, развитие фонематического анализа, развитие общих речевых навыков, лексика, грамматический строй речи, связная речь, развитие вниман...

Коррекционно-развивающая программа «Весёлый язычок» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная программа разработана как коррекционно - развивающая услуга по развитию речи детей от 3 до 5ти лет с ТНР. Занятия проводятся логопедом в игровой форме. Вся  работа направленна на развитие ...

Буклет для педагогов на тему: «Использование интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» с детьми подготовительной к школе группы»

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных интерактивных образовательных платформ и возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Образовательные интернет - плат...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи « В гостях у сказки » с использованием интерактивных технологий.

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группыс тяжелыми нарушениями речи« В гостях у сказки »  с использованием интерактивных технологий....

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ДЕТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Рабочая программа (далее «Программа») предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), посещающих группу комбинированной направленности муниципального автономного дошкольного образоват...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ДЕТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

Рабочая программа (далее «Программа») предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), посещающих группу комбинированной направленности муниципального автономного дошкольного образоват...