«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

      Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»

      Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

       Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога («маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Необходимо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

      Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .

      То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

     После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Воспитатель показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

     В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы воспитателя, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Воспитатель спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться). Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. »

     Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу). Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

     Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)

     Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др. Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С мёдом

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

     Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

• Мама вышла за дверь.

• Папа положил газету на стол.

• Бабушка налила чай в чашку и т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Воспитатель  предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Воспитатель  называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

• Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .

Воспитатель  говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

5. Игра «Расскажи, что где лежит» (составление предложений по сюжетной картинке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР

Данный материал представляет собой консультацию для родителей детей с ОНР. Консультация посвящена работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР. Умение правильно использовать...

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»

В консультации даётся  описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа  по изучению и закр...

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...

Консультация на тему: "Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей".

В консультации предложены игры, которые помогают педагогам научить правильно употреблять в речи предлоги....

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....