Конспект организованной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи «Звук С» Бабушка Федора покупает посуду» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Галина Ивановна Русова

Конспект организованной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

         «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

               деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b4c/00094693-2199c03d/img42.jpg

                           «Почемучка» п. Новоорск Новоорского района

                                                          Оренбургской области

Конспект

организованной образовательной деятельности

по коррекции и развитию речи

Тема:

«Звук С» Бабушка Федора покупает посуду»

(старший дошкольный возраст)

        

        Автор-составитель:

                                                                                          Русова Галина Ивановна

        Учитель-логопед МДОУ                                    

                                                                                           «Детский сад» №6

Новоорск

2022г.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Раздел программы: познавательное развитие, речевое развитие, социально-  коммуникативное развитие.

Виды деятельности: коррекция и развитие речи.        

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие.

Цель: автоматизация звука [с], формирование лексико-грамматических категорий связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление и активизация словаря-предметов по теме «Посуда»;

- закрепление навыка четкого произношения звука [с];

- закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [с];

- закрепление навыков различения звука [с] в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

     - развитие фонематических представлений;

     - развитие мелкой и общей моторики;

     - развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

     Воспитать бережное отношение к посуде.

Пространство выбора для реализации поставленных задач

Используемые методы, приемы и технологии:

Технологии

(какие используются)

Как используются (кратко описать)

-  здоровьесберегающие технологии

Чередование видов деятельности,  физминутка.

- личностно-ориентированные технологии

Технология сотрудничества, на протяжении ООД наблюдалось равенство в отношениях  педагога с ребёнком, партнёрство. Взрослый делал то же, что и дети.

- игровая технология

Игровая ситуация для мотивационного этапа. К детям обращается мультипликационный герой с просьбой помочь.

- информационно-         коммуникационные технологии

Ноутбук, мультимедийная установка.

Материалы и оборудование:

демонстрационный: мультимедийное оборудование, презентация в PowerPoint, ноутбук.

раздаточный: разрезные картинки, картинки посуды.

Предварительная работа:

  •  Просмотр мультипликационной сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
  •  Обсуждение содержания сказки.
  •  Рассматривание иллюстраций к этой сказке.
  •  Речевая игра «Магазин».
  •  Обводка и штриховка картинок к лексической теме «Посуда».
  •  Дидактическая игра на образование прилагательных «Магазин».

Способ организации воспитанников: подгрупповой (6 человек).

Ход организованной образовательной деятельности.

1 этап

вводно - организационный.

    Подгруппа детей  самостоятельно играет. Логопед приглашает  детей к себе, заинтересовывая предстоящей деятельностью.

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Поделитесь со мной, какое  у вас сегодня настроение?

Дети: - Здравствуйте! (ответы детей).

Логопед: - А вы можете отвлечься от своих дел и помочь мне?

Дети: - Да!

2 этап - планирования.

Логопед: - Пойдемте. Смотрите ребята, на электронную почту детского сада сегодня пришло письмо (читает). Слайд 3

«Дорогие ребята, очень вас прошу помочь, у меня большая беда, когда от меня убегала посуда она вся разбилась. Очень вас прошу, соберите её.

                                                                                                 Бабушка Федора».        

Логопед: - А кто знает, кто такая бабушка Федора? Слайд 4

Ответы детей.

Логопед: - Ребята, вы согласны помочь?

Дети: - Да.

Дидактическая игра, разрезные картинки «Сложи предмет»

(дети подходят каждый к своему столу и собирают картинки. Разрезные картинки предметов по количеству детей: стакан, салфетница, сковорода,

поднос, сахарница, кастрюля). Слайд 5

   Логопед: - Ребята, назовите свои картинки, которые у вас получились.

  Ответы детей.

  Логопед: - Как, одним словом назвать все эти предметы?

  Дети: - Посуда.

 Логопед выставляет картинки с изображением посуды и просит каждого ребенка перечислить предметы на картинке.

Артикуляционные упражнения (интерактивная компьютерная игра «Игры для тигры»)

  Логопед: - Давайте представим, что вас попросили помочь приготовить блины. Выполним упражнение перед зеркалом «Месим тесто». При этом спина ровная, глубокий вдох через нос.

                 - Помесили тесто - печем блины, упражнение «Блины».

                 - Поели блины с вкусным сладким вареньем, да немного испачкали свои губки, нужно их облизать (упражнение «Оближем вкусное варенье»).

                 - В деревне у бабушки Федоры нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар. Надуем обе щеки одновременно (упражнение «Хомячок»).

                 - Самовар вскипел и пора ставить на стол чашки. Покажите, как вы   выполняете  упражнение «Чашечка».

                 - Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.

          3 этап - реализация

Выделение звука [с].

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

 Логопед: - Отгадайте загадку: И шипит, и кряхтит
                                                            Воду быстро кипятит,
                                                            Он наелся угольков,
                                                            Вот для нас и чай готов.
                                                            Кран на брюхе открывает,
                                                            Кипяточек разливает.       
(Самовар).

 Ответы детей.

 Логопед: - Вместе с бабушкой Федорой сегодня повторим звук [с] и побеседуем о посуде. Слайд 6

Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов (педагог произносит ряд слогов громко,  ребенок – тихо и наоборот) Слайд 7:

                                                                            са-со-су,
                                                                           
су-са-сы,   

                                                                            со-су-са и т.д. 

Произношение слов со звуком [с]

 Логопед: - Однажды, у бабушки Федоры случилась беда, вы знаете из известной сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», от неё убежала посуда. Но после того, как она попросила прощения, простила её посуда?»

Ответы детей.

Логопед: - Правильно, посуда вернулась к ней, но прошло много времени и бабушке Федоре понадобилось купить новую посуду. В каком магазине она продается, бабушка не знает.

Ответы детей. Слайд 9

Логопед: - Почему так назвали этот магазин?

Ответы детей.

Логопед: - Зашла она в магазин, а названия посуды не помнит. Помогите бабушке Федоре (на экране появляются картинки посуды: стакан, солонка, сковорода, салатница, сахарница, супница, салфетница, поднос, кастрюля. Дети называют предметы, выделяя звук [с]).

Звуковой анализ и синтез слов.

Обозначение позиции звука в слове.

Логопед: - Ребята, обозначьте звук [с] соответствующим символом (выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции)

                                         солонка

 Ответы детей. Дети по очереди выходят, называют картинки и обозначают кружочком место в слове заданного звука. Слайд 10

Логопед: - Молодцы! Ребята, теперь у бабушки Федоры есть посуда и она хочет в ней, что нибудь приготовить, но помогите ей найти продукты, в названии которых есть звук [с].

       На столе  лежат картинки: мясо, картошка, капуста, лапша, свекла, фасоль, лук, соль, сахар, помидор, чеснок). Слайд 11

Физминутка.

Логопед: - Вы здорово справляетесь со сложными заданиями, может быть немного отдохнем и немного подвигаемся?  

Дети: - Да.

Логопед: - У бабушки Федоры теперь много красивой посуды, а хотите превратиться в неё?

Дети: - Да.

Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они превращаются в посуду (звучит фоновая музыка).

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник,

(дети надувают живот)

Очень важный, как начальник.

(одна рука на поясе, другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки,

(приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки,

(вытягиваются, руки смыкают)

Голова на тонкой ножке.

(над головой)

Вот пластмассовый поднос,

(наклоняются вперед)

Он посуду нам принес.

(вытягивают руки вперед)

Хлопни, топни, покружись и в детей превратись. 

Словообразование. Звук [с] в словосочетаниях.

Логопед: - Ребята, подскажите бабушке Федоре какая бывает посуда. Из чего она сделана?

                 - Как назвать посуду сделанную из стекла? (стеклянная посуда)

                                           - из пластмассы? (пластмассовая посуда)

                                                              - из хрусталя? (хрустальная посуда)

                                                              - из глины? (глиняная посуда)

                                                              - из фарфора? (фарфоровая посуда)

                                                              - из дерева? (деревянная посуда)

Ответы детей.

Падежное управление.

Логопед: Расскажем бабушке Федоре о назначении разной посуды.

- Куда можно класть соль?

Дети: - В солонку.

Логопед: Куда можно наложить салат?

Дети: - В салатницу.

Логопед: - Суп в … (супницу);

                           сахар в … (сахарницу);

                           салфетки в … (салфетницу);

                           хлеб в … (хлебницу);

                           молоко в …(молочник).

Звук [с] в предложениях.

Логопед: - А сейчас поиграем, посмотрите на экран и закончите по очереди предложения нужным словом со звуком [с].

                         - Сережа ест горячий …(суп) Слайд 12

                         - Соня пьет яблочный …(сок) Слайд 13

                         - Саша любит … (мясо, колбасу, сосиски) Слайд 14

                         - Мама купила свежий …(сыр) Слайд 15

                         - Киска ест суп из …(миски) Слайд 16

                         - Оксана солит огурец …(солью) Слайд 17.

4 этап – рефлексия.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Логопед  открывает.

Логопед: - Кто же там стучит? Ой, конфетница с угощениями, от кого же, прочитаем в послании. Слайд 18

     «Спасибо, ребятки, что помогли мне купить в магазине нужную мне посуду, без вас я бы не справилась. За это, я посылаю вам угощение к чаю, приятного чаепития. Ваша бабушка Федора».

Логопед: - Ребята, бабушка Федора поблагодарила вас за оказанную ей, вами помощь. Скажите, о чем мы сегодня на занятии с вами говорили?

Дети: - О посуде.

Логопед: - Скажите, а как к ней нужно относиться, чтобы она не билась и не убежала от нас, как от бабушки Федоры?

Дети: - Бережно. Ухаживать за ней. Мыть.

Логопед: - Что для вас оказалось самым трудным?

                - А что показалось легким и интересным?

                - Вам понравилось?

Ответы детей.

Логопед: - Сейчас вы пойдете пить чай с конфетами от бабушки Федоры.

                         - До свидания, ребята, до скорых встреч.

         Дети: - Спасибо! До свидания.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Слайд 2

Представляет методическую разработку организованной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи Тема: «Звук С» Бабушка Федора покупает посуду» (старший дошкольный возраст) Автор - составитель: Русова Галина Ивановна, учитель-логопед

Слайд 3

«Дорогие ребята, очень вас прошу помочь, у меня большая беда, когда от меня убегала посуда она вся разбилась. Очень вас прошу, соберите её. Бабушка Федора».

Слайд 5

Дидактическая игра, разрезные картинки «Сложи предмет»

Слайд 6

Звук «С»

Слайд 7

ПРЯМЫЕ СЛОГИ СО ЗВУКОМ «С»: СА-СЫ-СЭ СЭ-СЭ-СЫ СЫ-СЭ-СА СА-СА-СЭ СЭ-СА-СЫ СЫ-СЫ-СА

Слайд 9

с такан с олонка с коворода с упница с ахарница с алатница с алфетница подно с ка с трюля

Слайд 10

Звуковой анализ и синтез слов. Обозначение позиции звука в слове .

Слайд 12

Автоматизация звука «С» в предложениях Сережа ест горячий… (суп)

Слайд 13

Соня пьет яблочный … (сок)

Слайд 14

Саша ест… (мясо, колбасу, сосиски)

Слайд 15

Мама купила … (сыр)

Слайд 16

Киска ест суп из … (миски)

Слайд 17

Оксана солит огурцы … (солью)

Слайд 18

« Спасибо, ребятки, что помогли мне купить в магазине нужную мне посуду, без вас я бы не справилась. За это, я посылаю вам угощение к чаю, приятного чаепития. Ваша бабушка Федора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Как у наших у ворот» (старший дошкольный возраст)

Задачи: познакомить детей с народными приметами, обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Продолжать учить отгадывать загадки; играть в русскую народную игру; драматизировать русские народн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в логопедической группе "Поможем Незнайке стать вежливым" (старший дошкольный возраст)

Конспект непосредственно образовательной деятельност по социально – коммуникативному развитию в логопедической группе "Поможем Незнайке стать вежливым" (старший дошкольный возраст)может быть полезен п...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП и развитию речи с применением ИКТ в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»

Задачи: Обучающие: • Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.• Совершенствовать умение ориентироваться по клеткам, выполнять задания по словесной инструкции.З...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию и развитию речи для детей старшей группы «Домик для животных»

Цель: обучение пересказу литературного произведения – рассказа Л.Тостого «Лев и собачка» по наводящим вопросам; развитие мышления, воображения, фантазии.Задачи:формировать умени...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования "Знакомство с крахмалом и его свойствами" с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие у детей познавательного интереса, стремления к поисково-познавательной деятельности. Умение находить решение из проблемной ситуации...