Система взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с разными вариантами развития
статья по логопедии

Королёва  Елена Николаевна

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vzaimodeystviya_pedagogov_i_spetsialistov.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Система взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с разными вариантами развития

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. С каждым годом увеличивается число дошкольников с речевыми нарушениями. У них  отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что   они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов. Поэтому говоря о работе с детьми, имеющими нарушения речи, невозможно рассматривать только  работу учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать правильную речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми в компенсирующей группе с тяжелыми нарушениями речи  в нашем детском саду  во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех педагогов детского сада. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработки коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.

Эффективность коррекционной работы с детьми компенсирующей группы с тяжелыми нарушениями речи определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада. Помимо воспитателя  с этими детьми работают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Взаимодействие в работе начинается с комплексного психолого-педагогического обследования, которое проводят в первые две недели сентября учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог и инструктор  по физической культуре и на заседаниях ППк (психолого-педагогического консилиума) обсуждают результаты диагностики, а затем приступают к планированию коррекционной работы с учетом личностно-ориентированного подхода.

Основной состав в компенсирующей группе составляют дети с общим недоразвитием речи. В связи с этим в системе планирования  выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ.

      Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

В задачу воспитателя также входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Взаимодействие с воспитателем осуществляется в разных формах:

-совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;

-обсуждение и выбор форм, методов коррекционно-развивающей работы;

- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

 - совместное проведение интегрированных комплексных занятий

- еженедельные задания.

Обследование детей логопедической группы показывает, что наряду с различными нарушениями  в фонетике, лексике и грамматике для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как словесно-логическое мышление, внимание и память. Это подтверждают как результаты логопедического обследования, так и результаты диагностики педагога-психолога.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога  направлена на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, а также снятие эмоционального напряжения детей. Специалист на занятиях осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, активизирует речевую активность и коммуникативные навыки у дошкольников с нарушениями речи, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения и изучаемых лексических тем, контролирует речь детей. Положительный результат совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проявляется не только в четкой организации коррекционно-развивающей работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на занятиях учителя - логопеда.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей  детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, затрудняются в передаче ритмического рисунка. И поэтому музыкальный руководитель  на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве. На занятиях активно использует музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,  распевки  на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждает с учителем – логопедом, а также проводит индивидуальную работу с детьми по его запросу.

 Одним из эффективных средств в коррекции речи и движений детей является совместные логоритмические  занятия, которые проводит учитель – логопед с музыкальным руководителем два раза в неделю.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности  и амплитуды выполняемых движений. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. По рекомендации учителя-логопеда инструктор по физическому воспитанию проводит подвижные игры на автоматизацию звуков. Развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и других специалистов  лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического  процесса.

Принцип единства диагностики  и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателем и детьми.

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода к детям  в процессе воспитания у них правильной речи.    

  Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей по организации игр, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему стремится наш коллектив. А это, в свою очередь, позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи наших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Система взаимодействия педагога со специалистами ДОУ

Система взаимодействия педагога со специалистами ДОУСодержание:1. Взаимодействие с музыкальным руководителем2. Взаимодействие с учителем-логопедом3. Взаимодействие с педагогом-психологом...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Взаимодействие логопеда со специалистами ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Из опыта работы просматривается, что только тесный контакт в работе специалистов, могут способствовать устранению различных проблем  в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному шко...