Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Синько Наталья Владимировна

Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспрессии и эмоций. Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prosodicheskoy_storony_rechi.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование просодической стороны речи

у детей дошкольного возраста.

        Что такое просодика? Это сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, а так же экспрессии и эмоций. Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.

Компоненты просодики речи:

- темп и ритм;

- логическое ударение;

- тембр;

- интонация;

- высота и сила голоса;

- речевое дыхание.

     Сформированность перечисленных компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция - четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр - это окраска звучания речи, а темп - скорость с какой человек произносит слова. Логическое ударение - при его помощи человек выделяет наиболее значимые слова. Важную роль так же играет сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику так же входит такой компонент речи, как пауза. Человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно, о чем идет речь и какая основная мысль высказывания. Поэтому просодическая сторона речи - важная составляющая гармоничного речевого развития.

Игры на развитие силы голоса

«Поезд»

Перед ребенком три поезда разного размера. Педагог предлагает ребенку определить, какой поезд гудит громко, какой тихо, а какой средней высоты. Сначала гудит взрослый, а ребенок определяет соответствующий поезд. Затем педагог показывает поезд, а ребенок гудит соответствующей силой голоса.

«Воздушные шары»

Пропевать можно любые гласные. По мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается. По мере приближения воздушного шара - сила голоса увеличивается.

Работа над ритмом

Соотнесение движения с музыкой и словами.

«Не боимся мы мороза»

Поиграем мы немножко - и похлопаем в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем - и потопаем скорее: топ-топ-топ.

«Медленные стихи»

Ритм текста отстукиваем по столу.

Сидит в тени мальчишка с книжкой.

Читает сказку по складам.

Звенят стрекозы над мальчишкой,

Козел шагает по цветам.

Работа над выразительностью мимики.

Учимся выражать эмоции при помощи мимики. Для работы используем изображение эмоций на смайликах: удивиться, рассердиться, огорчиться, нахмуриться, улыбнуться, обрадоваться.

По мимике, можно предложить детям отгадать героев прочитанных сказок

Развитие речевого дыхания

     Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция, являющиеся основой для звучного голоса. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

Игры на развитие речевого дыхания        

«Футбол», «Сдуй шапочку с одуванчика», «Лети птичка», «Ветер шелестит листочками» и т.д.

При помощи этих средств выразительности осуществляется, в процессе общения, уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.

Список используемой литературы

 Артемова Е. Э. «Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями». 

Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. «Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями»

Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Буклет "Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста"

разработан к семинару  .Помогает нагяднее увидеть и сравнить задачи разных возрастных групп....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...