Серия дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Васильева Наталья Александровна

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса у детей с ОВЗ в условиях лекотеки является использование серии дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей с ОВЗ положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами, тем самым формируя познавательный интерес, а в дальнейшем и познавательную и речевую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия дидактических игр,  направленных

на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки

Актуальность

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса у детей с ОВЗ в условиях лекотеки является использование серии дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей с ОВЗ положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами, тем самым формируя познавательный интерес, а в дальнейшем и познавательную и речевую активность.

Дидактические игры  стимулируют познавательные процессы, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость.

В настоящее время существует много дидактических и развивающих  игр  по развитию мелкой моторики, познавательной сферы,  но мы так же можем изготовить очень интересные и несложные дидактические игры буквально из бросового материала.

        Так как дети, посещающие группу лекотеки,  имеют множественные тяжелые нарушения в развитии, то все эти игры помогают нам решать задачи коррекционной направленности, которые способствуют: 

- обеспечению доступного, качественного и эффективного развития с учетом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ,

- а также развитию адаптивных социальных качеств, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего поступления в школу.

Цель: создание условий, для формирования познавательного интереса, посредством дидактических игр, выполненных из бросового материала.

Задачи:

- способствовать формированию положительного эмоционального настроя;

- формировать познавательный  интерес;

- развивать психические процессы, сенсорные эталоны;

-  развивать навыки продуктивного взаимодействия со взрослыми (воспитатель, педагог –психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед ).

Серия игр организуется совместно с педагогом – психологом, учителем – дефектологом, учителем – логопедом и воспитателями групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОВЗ, а так же могут использоваться в группах раннего, младшего дошкольного возраста при знакомстве с сенсорными эталонами, развития мелкой моторики, психических процессов.

 Ожидаемые результаты: Серия игр будет способствовать формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ОВЗ, а в дальнейшем будет способствовать проявлению  у детей познавательной и речевой  активности.

Серия игр

1. «Накорми птичек » (игра с прищепками)

Цель: укрепить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные эталоны, зрительного контроля над действиями рук.

Оборудование: Подставка в виде круга с приклеенными мисочками разного цвета, прищепками с птичками по цвету мисочек, с тарелочкой по центру для червячков в цвет мисочек и птичек.

Ход игры: Детям предлагается прищепить птичку определённого цвета к мисочке такого же цвета. С помощью пинцета или пальцев рук покормить птичек (разложить червячков соответствующего цвета  по мисочкам).

2. «Накорми поросёнка»

Цель: укрепить мелкую мускулатуру рук, зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: Свинка с откручивающимся пятачком.

Ход игры: Дети откручивают «пятачок поросёнка» и кормят свинку фасолью, орешками, косточками фруктов и т. д. Выполняя захват маленькой детали, ребёнок настраивается на спокойный вид деятельности, получает положительные эмоции, развивает полезные навыки.

3. «Гусенички»

Цель: укрепить мелкую мускулатуры рук, развить прослеживающую функцию глаз, тактильно-двигательное восприятие.

Оборудование: Гусеница, изготовленная из трикотажной ткани

Ход игры: Задача ребенка собрать гусеничку, используя шарики и разноцветные ленточки.

4. «Помпоны»

Цель: развить мелкую мускулатуру рук, зрительный  контроль над действием рук.

Оборудование: Разноцветные цветные, пушистые помпоны.

Ход игры: С помощью китайских палочек или пинцета детям предлагается переложить помпоны из одной тарелочки в другую.

Варианты:

- Кто быстрее переложит.

- Переложи помпоны определённого цвета в емкости соответствующего цвета.

5. «Разноцветные резинки»

Цель: развить мелкую моторику рук, формировать сенсорные эталоны, зрительный контроль над действиями рук.

Оборудование: Палочка и цветные резиночки для волос

Ход игры: Задача ребенка украсить столбик резинками заданного педагогом цвета

6. «Цифровая башня» (из стаканчиков)

Цель: учить прямому  и обратному  порядковому  счету в пределах 5 - 10, развивать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: Стаканчики с приклеенными цифрами от 1 - 10 .

Ход игры: Задача ребенка выстроить из перемешанных стаканчиков башню от 1 до 5 - 10 и обратно.

Второй вариант игры: Ребенку предлагается соотнести количество предметов с цифрой указанной на стаканчике.

7. «Дерево»

Цель:  Учить ориентироваться в пространстве: (вправо, влево, вверху, внизу), формировать  временные представления (представления о временах года)

Оборудование:  Ствол дерева (заламинированный)

Ход игры: Используется на занятиях продуктивными видами деятельности. Ребенку предлагается с помощью кисти, пальца, бумажной коктейльной трубочки и краски изобразить соответствующие признаки времени года:  листочки и цветы на дереве, если лето, то зеленые, если осень то желтые, дождик из тучек, снежок и сугробы.

 8. «Волшебная коробочка» (Сухой бассейн)

Цель: развить мелкую мускулатуру рук, тактильные ощущения, формировать сенсорные эталоны и дифференциацию.

Оборудование: Контейнер с горохом, фасолью.

Ход игры: Задача ребенка найти определенный предмет на ощупь с закрытыми глазами, разложить по цвету и величине, продолжить узор горошинками, фасолинками.

9. « Геометрические фигуры на липучках»

 Цель: учить соотносить фигуры по величине, цвету, форме, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький», формировать представления, что геометрические фигуры могут быть разных размеров, закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо), развивать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: Планшет формата А 4 с геометрическими фигурами + геометрические фигуры на липучке

Ход игры: Ребенку предлагается соотнести геометрические фигуры с соответствующими образцами на планшете.

10. «Полосочки на липучках»

Цель: Учить сравнивать полоски по ширине (широкая - узкая), длине (короткая – длинная ), высоте (высокая – низкая),  развивать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: Планшет формиата А4 с полосками + полоски на липучках.

Ход игры: Ребенку предлагается соотнести полоски  по длине, ширине, высоте с соответствующими образцами на планшете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования

  Термин "мультимедиа" пришел к нам из английского языка (multimedia – от multi – много и media –среда). Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, п...

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори

Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как образовательная система Марии Монтессори...

Консультация для родителей на тему: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности».

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 3-4 лет выражается, прежде...

Консультация для педагогов "«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формированияпознавательного интереса детей дошкольного возраста»...

«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ приме...