СООБЩЕНИЕ Тема: «Логоритмика – как средство развития речи детей дошкольного возраста!» (практическое занятие)
методическая разработка по логопедии

Гадеева Гульнара Васильевна

Выступление на городском МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_logoritmika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ

СООБЩЕНИЕ

Тема: Тема: «Логоритмика – как средство развития речи детей дошкольного возраста!»

(практическое занятие)

Подготовила: Гадеева Г.В.

учитель-логопед МБДОУ д/сад №3

17.09.2019

г. Чебаркуль

Способность говорить

я помогу узнать тебе,

и помогу другим.

И ты поймешь,

Как ты хорош,

И как неповторим ...

Человек родился, и получил от природы дар - способность говорить. Голос - это посредник между человеком и миром природы.

С первых дней жизни малыш выражает голосом свои эмоции, сообщая о своём самочувствии. Затем ребёнок, не понимая слов, начинает подстраивать свой лепет интонациям и ритму взрослой речи. Важно в это время обращать внимание на умение ребёнка слушать и подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. В этот период ребёнок должен слышать в речи взрослых детский фольклор: потешки, пестушки, дразнилки, будилки, усыплялки и т. д., которые ребёнок усваивает на подсознательном уровне.

Ой в зеленом бору. Ходит дед ввечеру,

Ходит дед по траве, носит сон в рукаве…

Всем детишкам продает, а сыночку так дает.

Главное для взрослых: родителей и педагогов помнить, что ребёнок, это постоянно бурлящий «котёл», из которого время от времени нужно выпускать «пар» - энергию, дающую жизнь. Голос и движения (логоритмика) являются средством, с помощью которого ребёнок может выразить свои эмоции, выразить себя. Но вместо этого, мы взрослые постоянно сдерживаем выход детских эмоций и проявлений словами: «Не кричи! Замолчи! Закрой рот! He бегай! Сядь, посиди. Ошибочно думать, что, сдерживая громкий крик, бег, мы воспитываем у детей навыки хорошего поведения.

Речевые игры позволяют детям использовать различные интонации голоса, даже крик. В крике есть возможность «выпустить пар». В играх на палочках, ложках, барабанах или в игре по полу, батарее можно использовать как тихое звучание, так и громкое. Ну и пусть себе барабанят по полу палочками изо всей силы, если прислушаться, то можно услышать, как табун лошадей скачет. И опять «выпустили пар».

Следует заметить, что важную роль в логоритмических играх выполняет «paскpaшивание» звучащей речи при помощи «мимиков», так называемых мимических картинок. В текстах можно встретить «мимики», которые помогают эмоциональному выражению содержания и подсказывают, как, можно сказать. Вместо красок речь раскрашивается разными интонациями голоса: громко-тихо, весело-грустно, низко-высоко, медленно-быстро и т. д. Обращаясь к системе Карла Орфа, можно отметить, что одним из важных элементов речевого развития детей является включение блока речевых (логоритмических) упражнений. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, животных, птиц, текстами считалок, поговорками, дразнилками и т.д. Работа со словом должна быть направлена в первую очередь на эмоциональное развитие детей.

Наша утка крякалка, а Сережка – Якалка:

«Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу!»

Отдохни немножко, якалка Сережка!

Шла веселая собака, чики-брики-гав!

А за ней бежали гуси, чики-брики- га!

А за ними – поросенок, чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?

«Машина»

Шла машина дождевая,         шагать на месте

Словно туча шла живая.         шагать и хлопать

Два фонтана впереди:                 шагать, хлопать и качать головой одновременно

Между тем из тучи чёрной         вращать руками в воздухе

С громыханьем во всю мощь, вращать руками в воздухе, топать ногами

Лил весёлый, лил задорный,         шлёпать по груди и бёдрам хлопать над головой

Долгожданный летний дождь

Логоритмические игры открывают большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств речи. Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Логоритмические упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций; воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха; служат надёжным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.

Речевые упражнения поддаются систематизации, распределению по уровням сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми. Речевые пальчиковые игры приносят детям радость: они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают движениями, озвучивают звучащими жестами.

В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Педагогические принципы «идут в ногу» с природой ребенка, а не наоборот, когда стих запоминается только на слух в одной модальности, а зрение и ощущения «спят», бездействуют. Ребёнок одновременно хорошо выполняет сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, пальцами или руками; проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая различные тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия с действиями партнёра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Вот сколько педагогических задач решается в одной маленькой речевой игре!

Использование приема «эхо» в групповых моделях дает возможность ребенка постоянно участвовать, быть ведущим, лидером, автором собственной модели. Сегодня ребенок способен повторить то, что он видит и слышит, а завтра у него появится свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель.

Собирайся, детвора!        Ра! Ра!

Начинается игра!                Ра!  Ра!

Да ладошек не жалей!         Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей!        Лей! Лей!

Сколько времени сейчас! Час! Час1

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два!           Два! Два!

Дремлет ваша голова!        Ва! Ва!

Как поет в селе петух?        Ух! Ух!

Да не филин, а петух?!        Ух! Ух!

Вы уверены, что так?        Так! Так!

А на самом деле – как?        Как! Как!

Для малышей, «Таня ты сейчас в лесу…»

Речевые игры. Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей;
  • развивать у детей активный «образно – мыслящий» слух;
  • развивать у детей артикуляцию, дикцию, интонации голоса;
  • развивать у детей чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста;
  • развивать у детей мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки;
  • развивать у детей координацию движений;
  • развивать у детей мышечные и тактильные ощущения.

Звучащие жесты в сочетании с речью и движением, как форма темброво-ритмического развития используется для сопровождения текстов и в творческих групповых проектах. В процессе игры со звучащими жестами происходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке. Человеческое тело - это оркестр человеческого рода, который может издавать звуки и сам звучать.

Звучащие жесты. Задачи:

  • дать понятие детям о первом инструменте человеческого рода - о человеческом теле;
  • учить детей находить и узнавать природные инструменты своего тела;
  • развивать у детей внимание и координацию движений;
  • учить детей озвучивать тексты звучащими жестами;
  • учить детей создавать ритмические модели из звучащих жестов;
  • научить детей «переносить» звучащие жесты на музыкальные инструменты.

Ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, ребенок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию. Ритм - неотъемлемая часть не только музыки, но и жизни вообще. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через своё тело. Дети учатся анализировать жизненные процессы и находить взаимосвязь явлений природы с ритмическими образованиями. Все знания ребёнок получает из своей собственной природы, так как организм человека это природная система. Ритм живёт во всём: смена времён года, смена рождения и смерти, чередование добра и зла, белого и чёрного. Даже шаги человека, дыхание и удары сердца находятся в определённом ритме, который создала природа. Вот этот ритм, который подарила природа каждому при рождении, и передают дети звуками своего тела (топ, хлоп, шлёп), ударами палочек, движениями рук и тела.

Задание найти и разбудить в себе ритм, данный природой, увлекает детей и активизирует к действиям. Каждое упражнение помогает ощутить в себе ритм и делать это ощущение естественным проявлением.

Игры с палочками. Задачи:

  • учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук;
  • учить детей реагировать на смену движений по показу ведущего;
  • учить детей находить различные приемы звукоизвлечения на палочках;
  • учить детей ритмично передавать метр и ритм стиха;
  • развивать у детей ритмический слух; память, реакцию, наблюдательность;
  • способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов на элементарных деревянных инструментах.
  • «Фу ты, ну ты»
  • Фу ты, ну ты                                х ↓ х ↓
  • Трали вали.
  • Кошка мчит на самосвале,                ↓↓ ↓↓
  • Рядом с нею Васька – кот                ←→                
  • Удивляется народ.                        развести руки в стороны

«Пельмешки»

Ручки помыли, тесто замесили.

Будем без спешки, стряпать пельмешки.

Слышишь баба, слышишь дед. Приходите на обед!

Замечательным результатом может служить тот факт, если ваш ребёнок овладеет принципами работы с любым рифмованным текстом. Например, в стихотворении говорится: «Вышел дождик погулять» и ребёнок начинает придумывать, как можно обыграть эти слова. Появятся варианты: ритмично шагать, топать, шлёпать, стучать палочками. Характер дождика можно передать различной интонацией голоса: моросящий дождь - тихим, тоненьким голосом; сильный ливень - громким, низким голосом. Если дождик только начался - говорим медленно; если дождь идёт сильно - говорим быстро и т. д. Если нет под рукой палочек, то их могут легко заменить камешки, орешки, пуговицы, плоды каштанов, шишки, крышки от кастрюль, и т. д. Радостно наблюдать, как ваш воспитанник не только красиво и правильно говорит, но использует при этом выдумку, фантазию, своё творчество.

Пожелаем всем нам творческих успехов!

 Учитель-логопед: Г.В. Гадеева

Приложение 1

Знакомство (игра с котом).

Задачи:        - развивать у детей эмоциональную отзывчивость;

                - развивать речевую активность у детей;

                - находить мелодическую интонацию имени;

                - находить и использовать звучащие жесты для

                сопровождения ритма имени;

- развивать речевые интонации голоса, используя изменение        динамики, тембра, голоса, высоты звука.

Дети стоят по кругу и поют песенку про кота. Ведущий ходит по кругу. Песенка закончилась, игрушка знакомится с тем ребенком, около которого остановилась: «Как тебя зовут?» (игрушку во время пения можно передавать по кругу). Ребенок называет свое имя.

  1. «Я – Маша» (изменяет интонацию);
  2. Пропевает имя;
  3. Говорит и сопровождает звучащими жестами (соло).

Движение

Задачи:        - учить детей свободно ориентироваться в пространстве;

                - учить детей в танце передавать образы;

                - учить детей находить пару во время танца;

                - развивать творческую активность детей.

«На лесной полянке»

 Учим детей под музыку передавать образно – игровыми движениями характерные элементы игровых образов: медведя, зайца, волка, лисы.

«Лиса» - элементарный танец.

1 часть: Дети идут простым шагом друг за другом по кругу. Зовут лису из норки: «Вы-хо-ди!»  (хлопки).

2 часть: Идут в центр, манят лису, отходят испуганно назад. Движения в центр повторяются, громкий возглас «Хей!» - пугают лису, отходят назад.

Речевые  игры (пальчиковые)

Задачи:         - развивать дикцию, артикуляцию голоса;

                - развивать активный «образно-мыслящий слух;

                - развивать чувство ритма, использовать звучащие жесты;

                - развивать мелкую моторику рук и крупных рычагов руки;

                -развивать мышечные и тактильные ощущения.

        «Рондо про кота»

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота Котовича,

За Петра Петровича.

Рефрен: речь + ритм хлопками (в круг, из круга). Эпизод: соло – импровизация ритма с использованием звучащих жестов, возгласов, звериного языка, реплик (ух, о-о, да-ну).

2 вариант: Рефрен: тоже. Эпизод: соло – импровизация ритма с использованием инструментов (усложнение: ритмический дует 2-х участников).

Пальчиковые игры 

«Кошка»

Дом нарядный строят мыши                стучать кулачками

Задымит труба на крыше                тереть ладошками

Выйдет кошка на балкон                2 хлопка, 2 притопа

И подарит им поклон                        «пружинка»

«Кошки – мышки»

Кошка мышку цап поймала                правой рукой поймать левую

Подержала                                        сжать кулачки

И помяла.                                        разжать кулачки

Отпустила,                                        погрозить каждой руке

Побежала.                                        убежать пальчиками

Хвостиком помахала                        помахать мизинчиком

«До свиданья» нам сказала.                помахать ладонями

«Жадный пес»

Жадный пес дров принес,                стучать кулачками

Воды наносил,                                вращать руками по кругу

Тесто замесил,                                «месить» тесто

Пирогов напек,                                «стряпать»

Спрятал в уголок                                сжать кулачки

И съел сам                                        «положить в рот»

Ам, ам, ам.                                        погладить животик

«Под сосной»

Под высокою сосной                        рука левая вверх

Скачет заинька косой                        правая рука 2 пальчика «Зайчик»

А под старой елкой                        левая рука вниз

Сидит еж в иголках                        руки в «замок», пальчики «иголки»

Здравствуй милый, добрый еж        хлопки

Ты куда это идешь?

«На зарядку»

Дили-дили-дили-дили        Колокол из рук

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков        2 и 3 пальцы – усы остальные пальцы в кулаке, усы шевелятся (жуки)

        все пальцы шевелятся (пауки)

И веселых мотыльков         крылья пальчиками

Дили-дили-дили-дили        руки опущены указательные пальцы

Колокольчики будили        двигаются

Всех зайчат,        два пальца вверх

Всех ежат        пальцы как иголки

И ленивых медвежат        руки ленивые

И воробушек проснулся        клювик и пальцев правой руки

И галчонок встрепенулся        клювик из пальцев левой руки

Динь-день, динь-день,        пальцы сжимаются в кулаки

С добрым утром новый день        руки в стороны, пальцы растопырены и потягивание руки вверх

Игры с палочками

Задачи:        - учить детей манипулировать палочками;

                - развивать координацию рук;

- учить детей реагировать на смену движений         по показу;

- ритмично передавать метр и ритм стиха;

- развивать у детей ритмический слух и память;

- развивать творческую активность детей в изобретении ритма;

«Медвежата»

На поляне медвежатки                        ↓↓ ↓↓

Разыгрались с мамой в прятки

Разбежались кто куда,

Не найти их никогда.                        спрятать палочки

Но медведица схитрила                «мешать» кашу

Вкусной каши наварила

Медвежата прибежали                        ↓↓ ↓↓

Чашки ложки застучали

Стук, стук,                                        ↓ х ↓ х

Чок, чок.

Съел и чашку                                х  х                                

На сучок.                                        положить палочки на пол

«Фу ты, ну ты»

Фу ты, ну ты                                х ↓ х ↓

Трали вали.

Кошка мчит на самосвале,                ↓↓ ↓↓

Рядом с нею Васька – кот                ←→                

Удивляется народ.                        развести руки в стороны

Литература:

  1. Карл Орф «Музыкальное воспитание в детском саду».
  2. В.А. Степанова, И.А. Королева «Листок на ладони».
  3. Н. Пикулева «Слово на ладошке».
  4. Г.Р.Шашкина  «Логоритмика для детей с нарушениями речи»
  5. В.И.Селиверстов  Игры в логопедической работе с детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Статья на тему «Логоритмика – эффективный путь развития речи детей дошкольного возраста »

Цель логоритмики.Задачи логоритмики.Требования к логоритмическим занятиям.Роль музыкального руководителя.Структура логоритмического занятия....

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....