Мастер-класс для педагогов «Использование театрализованных игр в работе логопеда».
методическая разработка по логопедии

Жукова Юлия Александровна

Цель: Ознакомление педагогов с использованием театрализованных игр на индивидуальных занятиях логопеда.

Задачи: используя приемы театрализованной детальности развивать речедвигательные навыки ребенка, мелкую моторику, автоматизировать исправленные звуки, обучать ребенка связному высказыванию, развивать способность передавать интонацией различные чувства, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе логопеда».

Подготовила логопед: Жукова Юлия Александровна.


Театр - самый доступный вид искусства

для детей-дошкольников.

Л. С. Выготский

Цель: Ознакомление педагогов с использованием театрализованных игр на индивидуальных занятиях логопеда.

Задачи: используя приемы театрализованной детальности развивать речедвигательные навыки ребенка, мелкую моторику, автоматизировать исправленные звуки, обучать ребенка связному высказыванию, развивать способность передавать интонацией различные чувства, развивать творческие способности.

Оборудование:

  • мыльные пузыри;
  • соломинки для коктейля;
  • перчаточные куклы девочка Маша, мышка, змея, ежик, лягушка;
  • пальчиковый театр: «Лютый»;
  • плоскостной театр: «Заюшкина избушка»;
  • настольный  театр (деревянный) «Теремок»;
  • авторский пальчиковый театр «Жуки».
  • картинки с изображение артикуляционной гимнастики;
  • картинки с изображением эмоций;
  • лист бумаги с изображением ромашки;

Актуальность: В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом логопеду помогают средства театрализованной деятельности. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов, атрибутов (различные куклы, персонажи, игрушки) для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Постоянное создание игровых ситуаций побуждает детей логопатов к речи.

Театрализованная деятельность - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе. Во время театрализованной игры ребенок общается с взрослым, где открываются большие возможности для коррекционной работы. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого, обучения.

Ход мастер – класса:

I.Организационный момент:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

II.Основная часть

1. Упражнения, способствующие развитию произносительной стороны речи.

Игра «Мыльные пузыри», способствует развитию правильного речевого дыхания.

Логопед читает стихотворение: 

Встанем прямо и подышим,

Вдох не слышим,

Выдох слышим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем вновь дышать.

За игру беремся смело,

Дуем в трубочку умело,

Щечки надувать нельзя,

А то трудиться будем зря!

Участники мастер-класса делятся на две команды, одной команде логопед раздает мыльные пузыри и соломинки, цель игры надуть большой пузырь и «подарить» его любому участнику второй команды, затем команды меняются.

2. «Артикуляционная разминка».

 Научим куклу-Машу правильно выполнять артикуляционную гимнастику (перчаточная кукла)

Логопед: А сейчас послушайте меня, я расскажу вам историю про божью коровку. Жила была божья коровка, однажды она вышла из своего домика, солнышко осветило ей спинку и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек на спинке, насекомые стали смеяться над ней.  Божья коровка заплакала, но тут солнышко пощекотало её тёплыми лучиками, и божья коровка улыбнулась.

Упражнение: «Улыбка».

«Что бы у тебя появились пятнышки, нужно трудиться» - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка стала рассматривать картинки и делать упражнения, написанные в книжке. Она даже вытащила язычок и пошлёпала по нему губами, а затем покусала.

Упражнение: «Непослушный язычок».

И язычок стал ровным, как лопаточка.

Упражнение: «Лопаточка».

Вскоре набежала тучка и помыла божью коровку дождиком, но тут она не растерялась, и сложила свой язычок чашечкой.

Упражнение: «Чашечка».

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку.

Упражнение: «Лошадка».

«Божья коровка спать пора ложиться» - обратилось к ней солнышко.

«Хорошо, только сначала давай я тебя чаем угощу» - сказала божья коровка и напоила солнышко чаем с вареньем.

Упражнение: «Вкусное варенье».

И отправились спать, солнышко под горку, а божья коровка под грибок.

Упражнение: «Горка».

Упражнение: «Грибок».

А утром все увидели, что у божьей коровки появились пятнышки. Вот такая история произошла с божьей коровкой. Вот и мы, если будем упражнять свой язычок, выговаривать чётко слова, то научимся говорить красиво и правильно.

3. «Буду чисто говорить».

Чистоговорки используются для чёткого и правильного произношения звуков в речи, развития словарного запаса и чувства ритма. Использовать их в игре с игрушкой, картинкой намного веселее, повторять чистоговорку нужно, как считалочку.

Логопед надевает перчаточную куклу-мышку:

- К нам прибежала мышка, она очень любит сыр, но не может выговорить звук [С], поэтому, когда мышка хочет приобрести свое любимое лакомство, ее никто не понимает и мышка очень расстраивается. Покажем мышке правильную артикуляцию звука [С] и вместе с ней произнесём слова с изучаемым звуком.

Са-са-са-са – вот летит оса;

Су-су-су-су – не боюсь осу;

       Сы-сы-сы-сы – нет осы;

 Со-со-со-со – у Сони колесо.

Ас – ас – ас – я пью квас.                                       Аска – аска – у Сони маска.

Ос – ос – ос – у собаки нос.                                   Иска – иска – у Сони миска.

Ис – ис – ис – я ем рис.                                          Оска – оска – у Сони соска.

Ус – ус – ус – я ем мусс.                                        Уска – уска – у Сони блузка.

Логопед:

- А теперь к нам прибежала лисичка, она хочет похвастаться своим новым домом. Надеваем на пальчики «лисичек» - пальчиковый театр, и произносим чистоговорку, выполняя движения пальчиками.

Са - са - са - са - са - са - будет в доме жить лиса.

Сы - сы - сы - сы - сы - сы - дом просторный у лисы.

Су – су – су – су - су – су - дом порадует лису.

Логопед надевает перчаточную куклу – змейку:

- Весна в самом разгаре, земля покрылась зеленой травкой, на деревьях распустились молодые листочки, птички поют песни, проснулись от зимней спячки ежи, медведи. Проснулась и наша змейка, выползла она из своей норы и зашипела:

Зашипела змейка — ША.

Ша - ша - ша - ша - как погода хороша!

Прошипела змейка — ШУ.

Шу - шу - шу - шу - никуда я не спешу!

Зашипела змейка — ШИ.

Ши - ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!

Зашипела змейка  — ШО.

Шо - шо - шо - шо - солнце греет хорошо

Улыбнулась змейка — ШЕ.

Ше - ше - ше - ше - как приятно на душе!

Логопед меняет змейку на перчаточную куклу-ежа.

- Вслед за змейкой выбрался из-под прошлогодних листочков и ежик, вскарабкался на пенек и стишок сочинил:

Жа-жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи-жи - но не шьют, увы, ежи.

Жу-жу-жу-жу - нитки не нужны ежу.

Же-же-же-же - это песня о еже.

Логопед надевает куклу перчатку-лягушку. Услышала лягушка, как ежик стихи сочиняет и тоже решила поэтом стать, вот что у нее получилось:

Ры - ры – ры - ры - вьются всюду комары.

Ра – ра – ра - ра – мы поймали комара

Ра – ра – ра - ра – вот такая вот игра.

4. «Скороговорки для развития дикции».

Логопед:

- Давайте произнесем скороговорку медленно, быстро, еще быстрее, а помогут нам сорока и веселые жуки.

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки.

(Пальчиковый театр, персонаж-сорока)

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ежа.

(Пальчиковый театр, персонаж-жук)

5. «Я дружу с интонацией»

Логопед раздает участникам мастер-класса фигурки из настольного театра теремок (лягушку, мышку, зайца, лису, волка и медведя) и предлагает им проиграть сказку, проговаривая реплики персонажей с подходящей интонацией.

6. Развитие слухового восприятия игра: «Услышишь - стой»

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематических процессов.

Ход игры: Назначается запретный звук (например, [Л]). Участники становятся в одну линию лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук Л в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают первые, достигшие логопеда.

Словарик: шапка, бочка, лодка, нитка, пилот, лапти, дерево, посуда, стол, пол, лампа, кошка, хомяк, поролон, ракета, нос.

7. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за участие! В заключение прошу вас выбрать одну картинку с изображением эмоции, соответствующей вашему настроению на нашем мастер-классе и наклеить эту картинку на лепесток вот этой ромашки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"

Цель - Цель научить родителей  использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений:    воздействовать на биологически активные точки по системе &la...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».

Мастер класс для воспитателей ДОУ:  «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....

Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье....

Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»

Цель: повышение компетенций  молодого педагога  при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить  молодого педагога  с методами, приёмами и правилами...