презентация Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической коррекции с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

В презентации рассмотрены нейропсихологические игры и упражнения, которые возможно использовать в работе учителя-логопеда с детьми имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_igry_i_uprazhneniya.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической коррекции с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи

Слайд 2

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия .

Слайд 3

Нейропсихологические игры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского , А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной логокоррекционной работы.

Слайд 4

Упражнение «Часики» и «Качели» В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком: -Язычок подружился с пальчиком и следует за ним. -Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него. -Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе. Упражнение «Месим тесто-Блинчик» 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести: « Пя – пя – пя » + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу. Упражнение «Лошадка» Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Слайд 5

Упражнение «Парус» Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца. Упражнение «Чистим зубы» 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев). Упражнение «Гармошка» Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно. Упражнение «Индюк» Языком сделать «болтушку» ( бл – бл – бл ) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо, попеременно.

Слайд 6

Нейроигра «Умные звоночки» Инструкция: Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит заданных звуков, слогов, слов.

Слайд 7

Нейроигры «Поймай звук», «Собери дорожку к мышкам » Инструкция: услышишь звук С, то берешь камушек зеленого цвета левой рукой, если услышешь звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно. Построй дорожки из крышек. Правой рукой делаешь дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно делать работу одновременно .

Слайд 8

Нейроигра «Веселые пальчики» Ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Мы сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки. Это нейроигра также на работу рук, межполушарных связей и на автоматизацию звука.

Слайд 9

Нейроигры с пинцетом Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.

Слайд 10

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Двуручное рисование. Межполушарная доска. Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук и т.д ).

Слайд 11

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц и автоматизация звуков

Слайд 12

Нейропсихологические игры с мячами Инструкция: на звук Ш отбиваем или катаем мячик между ладоней правой рукой, на звук Ж левой. 2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая слова, скороговорки.

Слайд 13

Нейропсихологические игры с эспандером Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук Ш, сожми колечко правой рукой, если Ж– левой, если Ч то двумя руками. 2 вариант: при проговаривании чистоговорок на автоматизацию звука, задается определенный ритм, который ребенок должен повторить, сжимая колечко. 3 вариант: при определении места звука в слове, ребенку предлагается сжать правой рукой, если услышит звук в начале слова, и левой если звук находится в конце.

Слайд 14

Нейропсихологические игры с балансировочной доской Игра «Вспомни, произнеси» Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации. Описание: Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков. Игра «Пловцы» Цель : автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Описание: Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.

Слайд 15

Нейропсихологические игры с балансировочной доской Игра «Посмотри – повтори» Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями учителя-логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений. Игра «Бери и говори» Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Описание : Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч, кидает его учителю-логопеду, затем ловит; учитель-логопед предлагает игры «Назови ласково», «Какой, какая, какие, какое?», «Доскажи словечко». Игра «Задания выполняй и повторяй» Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).

Слайд 16

Нейропсихологическое упражнение «Ухо-нос» Упражнение при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках Упражнение способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Инструкция: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

Слайд 17

Нейропсихологическое упражнение «Локоть-колено» Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Слайд 18

Нейропсихологические упражнения «Скакалка» и « Нейроскакалка » Скакалка : развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке, у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку , скачет на одной ( ла,ла ), потом на другой ноге ( ла-ла ) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала). Нейроскакалка : одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать движения вправо-влево, либо вперед-назад, либо по кругу, чтобы скакалка крутилась. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели), будем развивать также левое полушарие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Игры с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосыл...

Система дидактических игр с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

        Преодоление  недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые  способствуют решению одной из главных задач ...

Игры и упражнения для преодоления у детей 5 - 6 лет фонетико – фонематического нарушения речи. /методическая разработка для воспитателей/

         Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причин...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

ИГРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

РЯД ТРУДНОСТЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕОДОЛЁН ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИМЕЕТ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА....

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи...