Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в форме сюжетно-ролевой игры Тема: «Мы идем в пиццерию» Для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Елфимова Наталья Валентиновна

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процессов, а также закладываются предпосылки для других видов деятельности. В игре ребенок примеривает на себя взрослую жизнь, социализируясь в обществе. В сюжетно-ролевой игре развивается речь ребенка. Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной речи. Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.  
Оптимальной формой  этих отношений является сюжетно-ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_my_idem_v_pitseriyu.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Колосок»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию
в форме сюжетно-ролевой игры

Тема: «Мы идем в пиццерию»

Для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Елфимова Н. В.
учитель-логопед

Ст. Геймановская
2022

Образовательная область: познавательно-речевое развитие

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Направление: сюжетно-ролевая игра

Тема: «Мы идем в пиццерию»

Цель: Формировать у детей умение организовывать сюжетно-ролевую игру «Пиццерия».
Коррекционно-образовательные задачи: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий. Расширять у детей представления о труде работников пиццерии.
Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной тонкой и общей моторики,
творческого воображения. Совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать номинативный, предикативный, атрибутивный словарь детей.
 Формировать потребность у детей отвечать полными распространенными

предложениями. Продолжать учить ориентироваться в пространстве, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные задачи. Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты, использовать предметы – заместители. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия. Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
 
Закрепить знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах.
Методы и приёмы: игровой, вопросы к детям, наглядный, использование художественной литературы практическая деятельность детей.
Оборудование. Униформа для официантов  (фартуки), униформа для 
повара  (фартук и колпак); подносы; папки-меню с  картинками; модуль 
«кухня»; касса; посуда  столовая и кухонная посуда  (чайник, противень); 
салфетки бумажные; кошельки, сумки; деньги; ручки и блокноты для записи заказов; скатерти; фетровая еда: пицца, рыба, грибы, сыр, помидоры, перец,  колбаса, пирожное, чай.
 Массажные мячики.
Формы организации деятельности воспитанников: совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей. 
Словарная работа: Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения), знакомить с новыми словами пиццерия, пиццмейкер, пиццайоло, администратор.
Предварительная работа.  Рассматривание и беседа по картинкам профессии, чтение художественной литературы, подробное знакомство с работой повара. Беседы с детьми «Профессии»,  «Кафе», «Пиццерия», «Хорошие манеры», «Правила поведения в
общественных местах».

Дидактические игры: «В гости к мишке»,  «Накрой на стол», «Вежливые  слова».
Продуктивные виды деятельности: составление меню, складывание салфеток, изготовление денежных купюр. Посещение пиццерии родителями с детьми. Рассказы детей из личного опыта.
Планируемые результаты.  Получение знаний о новой игре. Обогащение игрового опыта. Формирование коммуникативных навыков.
Структура ОД:

I. Вводная часть

а) упражнение «Подари хорошее настроение»;

б) чтение загадок        

II. Основная часть.

а) беседа о профессиях пиццерии;

б) пальчиковая гимнастика «Капуста»;

в) словесная игра «Посчитаем посуду»;

в) физическая минутка для глаз «Шарики воздушные»;

г) просмотр видеоролика;

д) сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»;

III. Заключительная часть

а) обобщение воспитателя;

б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

Ход игры-занятия

1. Организационный момент. Зал оформлен в стиле кафе. Стоят красивые столики, накрытые скатертью. На столах вазы с букетами, салфетницы. На стене экран мультимедийной установки. Дети входят в зал, логопед
встречает детей.
 
Упражнение «Подари хорошее настроение»
Логопед: Доброе утро, ребята! Посмотрите, что у меня в руке? Это «волшебная» палочка. Стоит только взять ее в руки и сказать доброе слово, сразу у всех поднимается настроение. Мы будем передавать ее друг другу по кругу, и говорить приятные слова: «Сашенька, желаю тебе хорошего дня… и т. д.». А теперь скажем все вместе: «Мы желаем всем ребятам хорошего дня!»
Логопед:  А сейчас, я вам загадаю несколько загадок. Вы внимательно послушайте и отгадайте:
Спрятан круг в большой квадрат.
Люди этот круг едят… (пицца)

В ней кружочками колбаска,
В ней и кетчуп, в ней и сыр.
Ну а запах – просто сказка,
Что ж, устрою-ка я пир… (пицца)

На придумывали люди:
На лепёшке, как на блюде,
Помидоры, сыр и лук.
Просто разноцветный луг!
А ещё колбаски – 
Круглые коляски! (пицца)

На экране появляется изображение разных видов пиццы.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки. А как вы думаете, почему я загадала вам несколько загадок, а ответ на все один – пицца?  (предполагаемые ответы детей)
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня я хочу вас пригласить в одно очень интересное место – пиццерию. Хотите побывать в пиццерии? А кто-нибудь из вас уже бывал в пиццерии? (ответы детей).
Логопед: Мы сегодня не просто побываем в пиццерии, мы там еще и поработаем.
Логопед: А как вы думаете, люди каких профессий работают в пиццерии?  
Дети: В пиццерии работает повар (возможны другие ответы).
На экране появляется изображение повара.
Логопед: Правильно, ребята. Ребята, кто-нибудь из вас хочет поработать поваром? (Ответы детей, если желающих больше, можно выбрать два-три повара). Ребенок надевает костюм повара.
Логопед: Скажите, а какую работу выполняет повар?
(Педагог дает возможность ответить каждому желающему ребенку, помогая составить полное предложение: «Принимает заказы посетителей». «Составляет заказ необходимых продуктов». «Наводит чистоту и порядок на кухне» и т. д.).
Логопед: Молодцы, ребята! А чтобы повар приготовил нам вкусный обед, давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Логопед раздает детям массажные мячики. Дети в соответствии с текстом выполняют упражнения с мячиками.
Мы капусту рубим, рубим, (Мяч на ладошке правой руки, ребром левой  руки выполняют легкие удары по мячу.)    
Мы капусту солим, солим,  
(Пальчики щепоткой посыпают «капустку»).   
Мы капусту трём, трём,
(Мячиком трем по ладошке).
Мы капусту жмём, жмём (Сжимаем мяч в кулачке)
Мяч перекладывается в другую ладошку и гимнастика повторяется.

Логопед: Я думаю, повар будет доволен. А теперь скажите, кто еще работает в пиццерии?
Дети: Официант.
На экране появляется изображение официанта.
Логопед: Кто хочет поработать официантом? (Выбирается официант, возможно несколько человек).
Логопед: Ребята, скажите, а какую работу выполняет официант?
(Ответы детей: «Подает меню», «Принимает заказы посетителей», «Разносит готовую еду посетителям», «Убирает столики после посетителей и накрывает для новых», «Рассчитывает за услуги» и т. д.).
Логопед: Ребята, чтобы официант не ошибся с количеством посуды, давайте посчитаем тарелки. Сережа начинает (одна тарелка, две тарелки, три тарелки…). Саша продолжает (четыре тарелки, пять тарелок). Теперь Лена считает ложки… (далее дети считают вилки, если ребенок ошибается, педагог просит других детей помочь посчитать правильно).
Логопед: Молодцы! Ребята, скажите, кто еще работает в пиццерии?
Дети: В пиццерии работает администратор.
На экране появляется изображение администратора.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какую работу выполняет администратор?
Дети: Встречает посетителей и провожает к столику, создает хорошее настроение для посетителей, следит за работой персонала.
Логопед: Я возьму на себя роль администратора пиццерии – буду встречать посетителей, провожать за столики и следить за тем, чтоб гостям было комфортно. Согласны? (прикрепляет табличку-бейджик «Администратор»)
Логопед: Ребята, чтобы администратор ничего не перепутал в своих документах, давайте проведем гимнастику для глаз.
На экране демонстрируется физ. минутка для глаз «Шарики воздушные».
Дети следят глазами за передвижением шариков по экрану.
Логопед: Ребята, а я знаю новую профессию. Называется она пиццайоло или пиццмейкер. Давайте вместе повторим – пиццайоло,  пиццмейкер.
Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца. Ежегодно в Италии проводится праздник посвященный пицце. Давайте мы с вами коротко
посмотрим, как готовят пиццу. Присаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно. 
На экране демонстрируется видеоролик 
Логопед: Ребята, скажите мне, так кто же такой пиццайоло? (ответы детей) А что такое пицца? Кто ответит? А из чего готовят пиццу? (тесто, грибы, помидоры, колбаса, сыр, зелень, кетчуп). А еще готовят пиццу из сыра, творога, фруктов и овощей (педагог помогает детям отвечать полным предложением).
Логопед: Ну что, ребята. Пора нам отправиться в пиццерию. Работников пиццерии мы уже выбрали. Теперь ваша задача: разделиться на семьи и распределить роли в семье. Прежде, чем идти в пиццерию, приведите себя в порядок, и вспомните правила поведения в общественных местах. Возьмите с собой все необходимое, чтобы сделать заказ в пиццерии. (Дети выбирают роли мам, пап, их детей, берут необходимые атрибуты – деньги, кошельки, сумки).
Логопед: Теперь можно начать игру. Проходите ребята, занимайте свои игровые места.
В пиццерии семьи (детей) встречает администратор (логопед) и провожает за столы. Звучит спокойная мелодия.

Официанты предлагают семьям меню (карточки с разными видами пиццы; с десертами; карточку с наклеенными изображениями разных напитков и ценами на них). Семья может выбрать один вид пиццы. Перед заказом семья считает, сколько нужно кусочков пиццы, сколько напитков. Потом делают заказ и ждут его. Официанты принимают заказ, передают его поварам.
Повара приступают к работе - приготовлению заказанного ими вида пиццы. Формируют из заранее приготовленных кусочков круг, совпадающий по количеству с количеством заказа, и начиняет ее необходимыми ингредиентами.  Пицца готова. Официанты разносят пиццу, напитки. Посетители кушают. Уходя из кафе, посетители благодарят официанта, повара. Оплачивают счет. Администратор провожает гостей:
 Приходите к нам еще. Мы будем рады.

III. Рефлексия.

Логопед: Благодарю вас, уважаемые посетители за то, что вы пришли к нам сегодня. Прошу оценить работу пиццерии.

- Что вы можете сказать про работу официантов? (Были вежливыми, быстро принесли заказ, получали деньги)

- Что вы можете сказать про работу поваров? (Быстро выполняли свою работу, красиво оформляли пиццу)

- Официанты, что вы можете сказать про посетителей? (Не грубили официантам, кушали аккуратно, благодарили, за заказ расплатились)

- Как работал администратор? (Вежливо встречал гостей, провожал их за столики, прислушивался к мнениям посетителей)

Все были молодцы! Каждый из вас справился со своей ролью. Вы очень интересно поиграли. Ждем вас снова к нам в пиццерию. Всегда рады вас видеть. И если у вас появится желание снова поиграть в пиццерию, приглашайте других детей, учите их и играйте вместе.

Используемая литература:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет), автор Н. В. Нищева, СПб. -2021 г.
  2. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012 – 160 с.

Используемые интернет ресурсы:

  1. https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/eda/picca
  2. http://irkmdou41.ucoz.ru/metodicheskoe_posobie_po_sjuzhetno-rolevoj_igre.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Конспект непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию  Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...

презентация к конспекту непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст

Презентация к конспектунепосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...