«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по логопедии

Митяханова Светлана Викторовна

         Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» Ковылкинский муниципальный район

Республика Мордовия

Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете по теме:

«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ

и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»

                                                                     

                                                                      Составила:

                                                                       Митяханова Светлана Викторовна

         Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок и центр речевого развития.

Речевой центр – необходимый элемент не только предметно-развивающей среды в группе, но и эффективное средство развития речи дошкольников. Его наличие обязательно во всех возрастных группах.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребенка;

-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

-развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

-развитие мелкой моторики;

-знакомство с художественной литературой.

В оформлении речевого центра каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество, но главные условия, которые должны быть соблюдены – это удобство,  целесообразность и соответствие возрастным особенностям дошкольников.

После того, как дети чему - то научились, они должны использовать приобретённые знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Всё это мы называем  функциональной грамотностью.

Главными задачами в формировании функциональной грамотности детей дошкольного возраста считаю овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности речевого развития на занятиях надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также развитию речевого дыхания.

Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности речевого развития детей дошкольного возраста является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

Памятка для воспитателей

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.

- дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, игры на воздушную струю,  султанчики и т. п.

- высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «четвертый лишний», «цвет и форма», «узнай по контуру» и др. наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

- фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - например игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;

- звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «логопедические лото», «логопедическое домино», «паровоз», «подбери и назови» и т. д.);• - лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «подбери пару», «кто больше назовет», «часть и целое» и др. ;

- грамматический строй речи: игры «чей хвост?», «один - много», «назови ласково», «чего нет?» и др. ;

- связная речь: сюжетные картинки, «угадай по описанию», «когда это бывает?», «играем в профессии» и др. ;

- грамота: схемы слов, предложений, игры: «подбери слово к схеме», «составь предложение по схеме», «сложи слово», кроссворды, ребусы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение центра речевого развития

Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе...

Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данный материал поможет воспитателям организовать центр речевого развития (речевой уголок) в группе....

«Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Место расположения   Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий ...

Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.

quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе"....

Презентация "Оснащение центра речевого развития"

Этот материал могут использовать воспитатели при оформлении центра речевого развития....

«Оснащение центра речевого развития детей в группах»

laquo;Оснащение центра речевого развития детей в группах»...

Оснащение центра речевого развития детей раннего возраста

Материал речевого уголка во всех возрастных группах расположен по принципам доступности и безопасности, вариативности, насыщенности, трансформируемости. Среда  организовывается так...