Авторское дидактическое пособие «Цветик - семицветик»
учебно-методическое пособие по логопедии

Шнайдер Жанна Николаевна

Цели:

- Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Закрепление умения производить звуковой анализ и синтез слова.

- Закрепление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

- Закрепление понятий: «гласный», «согласный твердый», «согласный мягкий».

- Развитие слогового анализа и синтеза.

- Развитие слуховой и зрительной памяти.

-  Автоматизация и дифференциация звуков в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetik_-_semitsvetik.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Закрепление умения производить звуковой анализ и синтез слова.

- Закрепление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

- Закрепление понятий: «гласный», «согласный твердый», «согласный мягкий».

- Развитие слогового анализа и синтеза.

- Развитие слуховой и зрительной памяти.

-  Автоматизация и дифференциация звуков в словах.

Игры и упражнения, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.

 Ценность пособия заключается в том, что оно может использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, пособие сделает содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Яркие цветные картинки, правила, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать выбор решения, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильным, моменты соревнований в некоторых играх придают пособию особую занимательность.

 ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

 На плотный цветной картон размером 30 30 см наклеен цветок с желтой серединкой диаметром 10 см и семью разноцветными лепестками. Отдельно в пакетах из плотного полиэтилена размером 15  15 см лежит игровой материал (картинки, вырезанные в соответствии с размером и формой лепестков), на отдельном листочке написаны название и цель игры.

 Игры на развитие фонематического восприятия; фонематического, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.

 Перед началом игры педагог предлагает детям проблемную ситуацию: «Подул злой ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вдруг он кому-нибудь понадобится в трудную минуту. Ребята, давайте соберем «цветик-семицветик». А чтобы он приобрел волшебную силу, нужно выполнить задание…»

 Сколько? Сосчитай!  Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

 * * *

 Вначале в центр цветка кладется полоска картона, разделенная на три квадрата, один из которых заштрихован (один слог в слове). Дети отбирают картинки с изображением предметов, в названии которых один слог, и выкладывают их на лепестки. Аналогично обыгрываются полоски с двумя и тремя заштрихованными квадратами (два и три слога).

 Буква – звук. Цели: закрепление понятий буква, звук; определение наличия данного звука, независимо от его позиции в слове.

 * * *

 В центр цветка кладется буква. Дети находят картинки с изображением предметов, в названии которых есть соответствующий звук, и выкладывают их на лепестки. Звук может занимать в слове любую позицию.

 Какой звук? Цели: определение первого звука в слове; закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.

 * * *

 В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук).

 Игры на развитие лексико- грамматических категорий

 Лето – зима.  Цель: обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

 * * *

 В центр цветка кладется карточка с изображением солнца (лето) или снежинки (зима). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение. (Я поставил на лепесток изображение стога сена, потому что сено заготавливают летом.)

 Он, она, оно, они.  Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

 * * *

 В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, мальчика и девочки – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать – она, он, оно или они.

 Летит, плывет, ползет. Цель: активизация предметного, глагольного словаря.

 * * *

 В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил на лепесток картинку со стрекозой, потому что она летает.)

 Карлик – великан. Цель: обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

 * * *

 В центр цветка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети вы-кладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс -ищ (если в центре – великан).

 Что делает?. Цели: обучение использованию в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

 * * *

 В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Сорока варит вкусную кашу.)

 Приготовим сок.  Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.

 * * *

 В центр цветка кладется карточка с нарисованным стаканом. На лепестки по очереди выкладываются картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня. Сок называется – вишневый.)

 Сколько? Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.

 * * *

 В центр цветка ставится изображение цифры 1 (3, 5). На лепестки выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры. (Одно дерево, один мяч, одни очки.)

 Какой?  Цель: обучение подбору к предмету нескольких признаков.

 * * *

 В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Какой»?. Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений. (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

 Чей хвост?. Цель: формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

 * * *

 На лепестки по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное. Аналогично выкладываются карточки с ушами, ногами, мордами, шерстью, перьями и т.д.

 «Выбери правильно». Ход игры:

***

Детям нужно выбрать лепестки с предметными картинками с заданным звуком (в зависимости от темы занятия). Назвать их. Собрать из них цветок.

«Найди слово к схеме». Ход игры:

***

Детям нужно подобрать лепестки с изображением предметов, которые подходят к заданной схеме. Схема выставлена внизу в кармашке. Собрать из лепестков цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие "цветик-семицветик"

пособие для развития речевого дыхания....

Многофункциональное дидактическое пособие "Цветик-семицветик"

Пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Для стимуляции  сенсорных функций, развития мелкой моторики, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, развития  речи, поп...

Многофункциональное дидактическое пособие "Цветик-семицветик"

Данное пособие рекомендуется использовать как в работе с детьми с ОВЗ, так и с типично-развивающимися детьми для развития мелкой моторики, стимуляции сенсорных функций, развития ре...

Дидактическое пособие "Цветик - Считайка"

Создание многофункционального педагогического пособияс учетом принципа интеграции образовательных областей,в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников....

Авторское пособие "Цветик-семицветик"

нестандартное физкультурное оборудование...

Дидактическое пособие "Цветик-Семицветик"

Дидактическое пособие "Цветик- Семицветик" . Цель: формирование и закрепление умения называть последовательно дни недели....

Дидактическое пособие "Цветик-семицветик"

Дидактическое пособие "Цветик-семицветик" направлен на закрепление знаний о цветах радуги иобобщение знаний о сказках....