Авторское многофункциональное пособие «Тактильный планшет»
материал по логопедии

Шнайдер Жанна Николаевна

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторики рук, снижать мышечное напряжение; развивать восприятие, внимание, графомоторные навыки, пространственное воображение; расширять представления об окружающем формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве; устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnyy_planshet.docx309.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида

Авторское многофункциональное пособие

«Тактильный планшет»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190317_164508.jpg

Автор, разработчик:

                                                                учитель-логопед

Шнайдер Ж.Н.

г. Волчанск – 2021 год

Актуальность

С помощью данного пособия можно создавать   самые разнообразные игровые и проблемные ситуации, позволяющие ненавязчиво    проходить все этапы формирование речевой системы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Многофункциональность пособия заключается в том, что его возможно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Дидактическая функция пособия помогает реализовать принципы ФГОС ДО: 
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей; 
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов; 
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи и методической темы; 
доступность – свободный доступ каждого ребенка как в совместной со взрослыми, так и в деятельности. 

В пособие может использоваться разнообразный дидактический материал: 
- цветные картинки разных животных и их детенышей, овощей-фруктов, растений, транспорта, имеющих ламинированную основу и изготовленные из ткани. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к планшету. 
- наборы геометрических фигур разного цвета и размера и величины 
- цветные картинки сказочных героев к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», ламинированные и из ткани, имеющие с обратной стороны ленту-липучку; 
- картинки кукол с набором одежды для куклы-девочки и куклы-мальчика. На одежде кукол имеются липучки, при помощи которых куклы крепятся к планшету для создания игровых моментов. 
- буквы и цифры, математические знаки в среднем и старшем дошкольном возрасте 
- сюжетные картинки и др. 

           «Тактильный планшет» привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.               

Аннотация к методической разработке

Название учебно-методической разработки: «Тактильный планшет».

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторики рук, снижать мышечное напряжение; развивать восприятие, внимание, графомоторные навыки, пространственное воображение; расширять представления об окружающем формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве; устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком. 

Задачи: 

  1. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.
  2. Развитие лексико – грамматической стороны речи.
  3. Развитие связной речи, совершенствование умений правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
  4.  Развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений.
  5. Развитие мелкой моторики, ловкости рук, координации движений. 5
  6. Развитие воображения, логики, мышления, способности к анализу и синтезу.
  7. Развитие предметной деятельности, тактильной чувствительности; глазомера, закрепление сенсорных эталонов.
  8. Воспитание дружеских взаимоотношений в игре между детьми, действовать по инструкции педагога.
  9. Создание благоприятного эмоционального фона, а за счет массажного эффекта возможность повысить иммунитет и общий тонус организма ребенка.

Новизна

        Представлена ранее не использованная в практике разработка и понятие «Тактильный планшет». Изготовлено авторское пособие «Тактильный планшет» и материалы к нему. Разработаны новые, либо адаптированы имеющиеся в практике развивающие игры и задания, тактильная гимнастика.

Практическая значимость инновационного педагогического опыта.

        Данная разработка не требует больших финансовых и временных затрат при изготовлении и внедрении в практическую деятельность.

         Метод может быть использован как педагогическими работниками дошкольных учреждений, узкими специалистами, так и семьями воспитанников в домашних условиях.   Возможно использование не только в детских садах общеразвивающей направленности, но и в детских садах, практикующих инклюзивное образование.

        Возможно изготовление различных форматов «Тактильных планшетов» в зависимости от поставленных целей и задач.  

        Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.

        Описание пособия: Дидактическое пособие состоит из фоторамки, на которую с двух сторон прикреплена двусторонняя пайеточная ткань. По контуру рамки с одной стороны располагаются липучки. Картинный материал.

Примерный перечень дидактических игр,

при использовании пособия:

 «Найди такого же цвета».

Цель: формировать умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Ход: педагог прикрепляет к рамке планшета предмет определённого цвета, ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.

 «Кто где живет?». «Кто что ест?».

Цель: учить определять пространственное расположение предметов относительно других предметов. Учить правильно употреблять предлоги в речи: в, за, перед, под, над, между.

Ход: Логопед прикрепляет к рамке планшета картинку с изображением животного, а ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.

«Дорожки».

Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Ход: Логопед предлагает ребенку прикрепляет к рамке планшета картинку (Например, Кот в сапогах) и предлагает детям помочь ему дойти до замка людоеда. Для этого нужно проложить дорожку (вести пальчиком дорожки), произнося при этом слоги или слова с автоматизированным звуком.

«Разноцветные змейки».

Цель: развивать у детей навык давать характеристику звуку (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой); развивать предпосылки к обучению грамоте.

Ход: Логопед предлагает ребенку картинку (прикрепляя на липучку, или просто ставя на поле планшета, с одной стороны) содержащую автоматизированный звук, и произносит его. Ребенок выделяет заданный звук, дает характеристику и ведет пальчиком дорожку к картинке с соответствующим цветом, расположенной на противоположной стороне игрового поя.

«Цветные домики».

Цель: обучение навыку звукового анализа слова.

Ход: перед ребенком (детьми) картинки: красного, синего и зеленого цвета. Логопед предлагает ребенку поиграть со словами и поселить их в домики определенного цвета. «колючими», для этого нужно выполнить задание.

Задание: Посмотри, что нарисовано на картинке, какой звук первый в этом слове, дай характеристику этому звуку, каким цветом его обозначаем? Выбери домик соответствующего цвета, проведи к нему дорожку. Далее ребенок дает характеристику каждому звуку в слове и под картинкой выкладывает схему слова с помощью домиков.

«Слово делится».

Цель: обучение навыку деления слов на слоги

Ход: перед ребенком (детьми) прикрепляется на липучку, или просто ставится на поле планшета, с одной стороны, картинка с изображением домика с 1, 2, 3, 4, окошками. Детям предлагаются предметные картинки, расположенные на противоположной стороне пол я. Необходимо назвать картинку, определить количество слогов в слове, и провести дорожку в нужный домик.

«Сломаные буквы».

Цель: профилактика оптической дисграфии.

Ход: Логопед предлагает ребенку починить буквы. («достроить» недостающие элементы). Посмотри, я хотела написать буквы, но они сломались. Поможешь мне починить буквы? Посмотри на первую букву, ты уже догадался, какую букву я хотела смастерить? Какого элемента недостает этой букве? Какая буква у тебя получилась?

        Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Использование тактильного планшета помогает сделать коррекционно – логопедическую работу разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского интерактивного пособия «Дорожный планшет» в работе с детьми по развитию речи.

laquo;Дорожный планшет» - это современное интерактивное пособие,  позволяющее ребенку играя не только проложить безопасный маршрут от дома до детского сада, но и создать любую дорожн...

Паспорт многофункционального дидактического пособия-планшета "Дружные шнурки"

Представлен паспорт многофункционального дидактического пособия-планшета "Дружные шнурки", направленного на развитие отдельных компонентов грамматического строя речи (в зависимости от предла...

Дидактическое пособие «Тактильный планшет»

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространст...

Многофункциональное игровое пособие "Тактильная книга"

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках организованной образовательной деятельности (ООД), так и при проведении ре...

Мастер-класс по изготовлению авторского многофункционального логопедического пособия «Фетровый планшет»

Цель: изготовить «Фетровый планшет», познакомить с многофункциональностью использования в игровой форме....

Многофункциональное дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно «Чудо яблоня»

Актуальность  пособия  "Чудо-яблоня" в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях. Оно обладает дид...

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...