Консультация «Логоритмика, как средство развития речи у детей»
консультация по логопедии (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

«Логоритмика, как средство развития речи у детей»

 

 

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.

Предложенная методических пособиях Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» тематическая направленность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании, формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

В логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы  организации занятий по логопедической ритмике.

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения. 

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

 

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева,Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица.

 

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того, вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.
 

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Результаты деятельности

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

 

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

5. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_sredstvo_razvitiya.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Логоритмика, как средство развития речи у детей»

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.

Предложенная методических пособиях Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» тематическая направленность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании, формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

В логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы  организации занятий по логопедической ритмике.

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения. 

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева,Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица.

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того, вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Результаты деятельности

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

5. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...

Логоритмика как средство развития речи у детей.

Об особенностях организации, проведения, принципах построения логоритмической деятельности....

Консультация для родителей Логоритмика как средство развития речи детей с ОНР

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и соп...

Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"

Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...

Логоритмика как средство развития речи детей

   Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодо...

Логоритмика как средство развития речи детей

Логоритмика состоит из следующих элементов:логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);чистогово...

Логоритмика как средство развития речи у детей.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми....