Артикуляционные упражнения для звука "Ль"
картотека по логопедии (средняя, старшая группа)

Артикуляционные упражнения для звука «Ль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_zvuka_l.docx21.52 КБ
Файл zvuk_l.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление произношения звука «ЛЬ»  в конце слов.

Развитие слуховой памяти.

  1. Четко, выделяя голосом звук «Ль», повтори каждые три слова в том же порядке. Затем назови 4-5 слов по памяти.

Боль – пыль – моль                                 пыль – куль - даль

Даль – педаль – медаль                           кисель – фасоль - моль

Куль – мель – метель                               ель – тюль - соль

Миндаль – ковыль – быль                       капель – тополь – постель

  1. «Договори звук «ль»: бы., да., ме., тре., бо., со., гри., мо.,  ще., це., педа., шме., пы., ша., ру., фасо., е..

  1. «Договори слог «ля»: саб., пак., ваф., кег., во., зем..

  1. «Договори слог «ли»: туф., ваф., ро., игра., стира., журав., лете..

  1. «Договори слог «лёк»: уго., ма., ку., васи..

Закрепление звука «Ль» в словах

  1. «Повтори слова»:

- лепка, лейка, лента, лекарь, лес, леска, лепет, лето, лесенка, лещ, лев, клевер, наклейка, колено, телефон, колесо, поле ;

- липа, лицо, линейка, лиса, листок, линза, лик, лимон, лимонад, ливень, лифт, павлин, малина, улитка, сливы, блины, туфли, кегли, сабли, вафли;

- лёд, лён, лёжка, клён, плёнка, клёв, мотылёк, пелёнка, полёт, зелёный, солёный, цыплёнок, самолёт;

- лютик, люстра, люпин, люди, люк, люлька, плюшка, блюдо, клюква, клюв, ключ;

- лямка, поля, земля, слякоть, лясы, цапля, сабля, кегля, тополя, Лиля, лягушка, пуля.

- пальто, апельсин, будильник, тюльпан, мальчик, пальма, светильник, даль, медаль, шаль, бинокль, ель, щавель, свирель, метель, король, рояль, пыль, моль, соль, цель.

  1. «Повтори чистоговорки»:

Лю-лю-лю, лю-лю-лю – грядку быстро я полю

Ле-ле-ле, ле-ле-ле – по лесу бежал олень

Ля-ля-ля, ля-ля-ля – здесь хорошая земля

Лё-лё-лё, лё-лё-лё – летит в небе вертолёт

 

Ли-ли-ли – тополя видны вдали

Ле-ле-ле – много их у нас в селе

Ля-ля-ля – люди любят тополя

Лю-лю-лю – тополя и я люблю

Ля-ля-ля - но от них в пуху земля

Ле-ле-ле – будто снег идет в селе.

Ля-ля-ля – есть на облаке земля

Ля-ля-ля – под колёсами земля

Ле-ле-ле – вот будильник на столе

Ле-ле-ле – спит будильник на земле

Лю-лю-лю – клюкву сильно посолю

Лю-лю-лю – клюквенный компот люблю

Ли-ли-ли – от оленя льва спасли

Ли-ли-ли – мы оленю помогли.

Ля-ля-ля – тёплая земля

Ли-ли-ли – мы по полю шли

Лю-лю-лю – я лапшу люблю

Ель-ель-ель – тут летает шмель

Аль-аль-аль – наступил февраль

Оль-оль-оль – тут летает моль

Закрепление звука «Ль» в предложениях

  1. «Повтори предложения, чётко произнеси звук «Ль»:

На улице сильная метель.

Самолёт летит в небе.

Олени и оленята гуляли на лесной поляне.

Лев и львята ходили на водопой.

Петух и цыплята клевали семена.

Тюлени спали на льдине.

В лесу есть маленькая полянка.

Олень жует листья.

У Лёни болит колено.

Мне налили лимонного сока.

На плите сидит маленький мотылёк.

Алина поливает левкои.

Этот клей клеит крепко.

Лимон разрезали на дольки.

Алёна и Валя надевали гольфы.

Валя и Галя наливали лимонад.

Толя и Коля покупали плед.

Алик и Валя кидали гальку.

Валя и Галя пекли блины.

Виталик и Лёня ходили в лес.

Павлик и Лёва заметили пеликана.

Закрепление произношения звука «Ль» во фразах-рифмовках.

 

Толя и Лена несут полено.

У Гали и Лили туфельки были.

У Лиды и Гали ленты упали.

У Лены болит колено.

У Гали маленькой бантик аленький.

Валя и Лена пилят колено.

Толя и Коля полено колют.

Лёва и Алёна сидели у клёна.

Оля и Толя гуляли в поле.

Не любит летом Толя котлеты.

Галя и Люда купили блюдо.

Люда и Галя блюдо достали.

Лебеди летят, на поля глядят.

Гудели метели над нами, одели метели долины, поля.

Воду лили, поливали, Лялю-Ляленьку купали.

Лебедята вдаль глядят, улететь они хотят.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Тонкий колокольчик высоко звенел и тихонько песенку он свою пропел.

Закрепление произношения звука «Ль» в рифмовках.

Над калиной, над малиной пух летает тополиный.

Клёны, липы, ивы, ели побелели, побелели.

Как-то летом у калиток мы увидели улиток,

Путь недлинный до калитки одолели две улитки.

Летом ливни лили, лили, люди ливни не любили.

Мы купили липкой глины. Льва и львёнка лепит Лина,

Лепит оленёнка Оля, и павлина лепит Толя.

С высокой тонкой липы все листья облетели,

А лебеди и утки далёко улетели.

Коля с Леной клюкву покупали,

Коля с Леной маме помогали.

Люба с Леной тихо пели на полянке возле ели.

Галя с Олей были в поле, погуляли там на воле.

Вот сегодня и суббота, надо маме помогать,

Эх, нелёгкая забота: мыть, готовить, подметать.

Мыли, мыли, мыли, мыли – мы избавились от пыли!

Закрепление произношения звука «Ль» в скороговорках

Чётко, выделяя звук «Ль», произнеси каждую скороговорку 2 раза. Вначале проговори текст медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и чёткость произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.

У Галины много малины.

Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.

Пыль по полю летит от топота копыт.

Коля полено колет, Поля поле полет.

Дед Филипп делит дыню: дольку – Дине, дольку – Лине.

Лихо пилит Филипп полено из лип.

Закрепление произношения звука «Ль» в пословицах

Чётко, выделяя звук «Ль», произнеси пословицы по нескольку раз. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы заучи.

Легко взять, да нелегко отдать.

Ленивому всегда отдых да еда.

Лебедь по небу летит, а мотылёк над землёй.

Люблю того, кто не обидит никого.

Сонного льва не буди никогда!

Летний день за зимнюю неделю.



Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения для звука «Ль»

  1. «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд.

  1. «Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

  1. «Чашечка» - рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их (придать языку форму «чашечки»). Удерживать в таком положении 10 секунд.

  1. «Парус» - рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.

  1. «Маляр» - сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба вперёд-назад не торопясь, под счёт взрослого.

  1. «Щётка-смётка» - рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счёт взрослого.

  1. «Грибок» - широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

  1. «Качели» - рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счёт взрослого.

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука «Ль»

  • Губы улыбаются;
  • Зубы на маленьком расстоянии;
  • Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами;
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. Ль________________

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука «Ль» в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

«Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли)».

Говорит взрослый                                     Говорит ребёнок

Зеленеют все поля,                                         ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Я капусту  посолю,                                        лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Книги спрятаны в столе,                                ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Мы на озеро пошли,                                      ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Дочке куколку куплю,                                   лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Щепку я нашла в золе,                                  ле-ле-ле, ле-ле-ле.

Дров для печки напилю,                               лю-лю-лю, лю-лю-лю.

Все ромашки зацвели,                                   ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Облепила листья тля,                                    ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Закрепление произношения звука «Ль» в различных прямых слогах

«Прослушай, какие песенки распевает Львёнок, и вслед за взрослым чётко, не торопясь пропой их».

Ля – ли – ле;             Ля – ле – ле;              Ли – ля – лю;

Лю – ля – ли;            Лю – ля – ле;             Ля – ле – лю;

Ле – ли – ля;             Ле – ля – ли;              Лю – ли – ля.

Закрепление произношения звука «Ль» в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

«Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (аль, оль, эль, иль, уль).

Говорит взрослый                                     Говорит ребёнок

Есть у дедушки медаль,                              аль-аль-аль, аль-аль-аль.

Всё в шкафу поела моль,                            оль-оль-оль, оль-оль-оль.

На дворе метёт метель,                               эль-эль-эль, эль-эль-эль.

Я зажгу свечной фитиль,                            иль-иль-иль, иль-иль-иль.

Мы бельё связали в куль,                           уль-уль-уль, уль-уль-уль.

Я люблю поесть фасоль,                             оль-оль-оль, оль-оль-оль.

Закрепление произношения звука «Ль» в различные обратных слогах

«Чётко, не торопясь повтори вслед за взрослым разные слоговые «напевалки» со звуком «Ль».

Аль – оль – уль                           иль – аль - оль

Иль – оль – аль                           уль – аль - оль

Эль – уль – оль                           эль – оль – аль

Уль – оль – аль                           аль – эль – иль

Закрепление звука «Ль» в словах

Закрепление произношения звука «Ль» в начале имён собственных

«Возьми картинки мальчика и девочки. Глядя на них, повтори разные детские имена. Выдели голосом первый звук Ль».

 Лена, Люба, Лиза, Люся, Лида, Лиля, Люда, Лика, Лёня, Лёва.

Закрепление произношения звука «Ль» в начале слов. Развитие слуховой памяти

«Попроси взрослого объяснить незнакомые слова. Чётко повтори каждые три слова, выделяя голосом звук «Ль». Назови самостоятельно 5 слов по памяти»

Лёд – лён – лев

Ливень – липа – линия

Лента – лебедь – левый

Люди – любим – лютик

Лей – люк – лень

Лифт – левкои – лепка

Закрепление произношения звука «Ль» в середине  слов. Развитие слуховой памяти

«Попроси взрослого объяснить незнакомые слова. Чётко повтори каждые три слова, выделяя голосом звук «Ль». Назови самостоятельно 5 слов по памяти»

Оля – Галя – Валя                                             налево – полено - колено

Толя – Коля – Алик                                          тюлень – олень - телега

Хлеб – хлев – клетка                                         фляга – плитка - плед

Плёнка – клён – клёв                                         блин – клин - глина

Клюква – блюдо – клюв                                    вафли – пакля - клетка

Налим – долина – калина

Пелёнка – далёкий – мотылёк

Калитка – улитка – малинка

Уголёк – фитилёк – полёт

Закрепление произношения звука «Ль» в конце  слов. Развитие слуховой памяти

«Чётко, выделяя голосом звук Ль, повтори каждые три слова в том же порядке. Затем назови 4-5 слов по памяти».

Боль – пыль – моль

Даль – педаль – медаль

Куль – мель – метель

Миндаль – ковыль – быль

Пыль – куль – даль

Панель – фасоль – моль

Ноль – тюль – соль

Капель – тополь – китель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...