Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
консультация по логопедии

Черкасова Ольга Сергеевна

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка"

Мастер-класс для воспитателей:

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

Учитель-логопед :

Черкасова Ольга Сергеевна

2023г.

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать ,

А затем значительно отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР( общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения( нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).

Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

  • плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
  • недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
  • дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое ("готическое") нёбо, укороченная уздечка языка и т.д.);
  • отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, "сюсюканье" и т.д.).

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап,  на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработки навыков формирования направленной воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков.

  • Основной комплекс артикуляционной гимнастики:

1) Поочерёдное выполнение упражнений «лягушка» и «слоник» (8 - 10 раз)

Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5.

Слоник

Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5.

2) Блинчики

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

3) Часики

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. (5 - 10 раз)

4) Качели

Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... И т.д.) Ребёнок должен поочерёдно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние.

5) Чистим зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

6) Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. 

 7) Чашечка

Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. Выполнять 5 – 6 раз.

8) Вкусное варенье

Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

9) Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз. 

10) Лошадка

Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. 

11) Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза.

  • Упражнения на развитие фонематического слуха:

"Ловишки"

"Я буду называть разные звуки, но если среди них услышишь звука [C] Ты должен поймать его, хлопнув в ладоши."

ММ-РР-СС-Т-ШШ...

Взрослый называет звуки и слоги сначала медленно, затем всё быстрее. Упражнение можно повторять 4-5 раз постепенно увеличивая скорость.

"Подарки"

1) Поезд перевозит только те предметы, в названиях которых есть звук [Ч]. Что будет перевозить поезд? (картинки - шарик, санки, мяч, чайник, пылесос, чемодан, шапка).

2) Кому подарить эти картинки? Помни, что змее нужны картинки со звуком [Ш], а щётке со звуком [Щ] (картинки -  щука, щётка, ящик, груша, мешок, шарик).

"Назови первый и последний звук в словах:"

Кот, дом, утка..

"Придумай слова с заданным звуком".

  • Дыхательные упражнения:

Важно! 

1. Вдох надо делать через нос

2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.

3.  Важно, чтобы ребенок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная.  Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [Х], значит, ребёнок дует неправильно.

4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова

После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

"Бабочки"

Сядьте вместе с ребёнком за стол, положите перед собой по бабочке и начинайте соревноваться в том, чья бабочка улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на свою. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут. Можно подвесить бабочку на нитку и дуть.

"Сдуй снежинку"

 Улыбнись,  немного высунь язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и,  как бы произнося долгий звук [Ф-Ф-Ф], сдуй "снежинку" (ватный комочек) с ладони. Повтори несколько раз, постепенно отводя ладонь со "снежинкой" на всё большее расстояние.

"Загони мяч"(Футбол)

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в "ворота" (между двумя карандашами)

"Фокус"

1. Сделай "чашку" (боковые края языка прижми к верхней губе,  посередине остаётся желобок).

2.  Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.  Сделай вдох через нос.

4.  Сильно дуй через рот на ватку,  чтобы она полетела вверх.

2.  Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приемов и приспособлений осуществляет постановку звука.

Упражнение "Дорожки":

Ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Упражнение "Полянка"

Ход игры: ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука [Ж]. 

3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, в словосочетаниях, в стихах и связанной речи.

 Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков речи, без напоминаний взрослого.

  • Автоматизация поставленного звука в слогах:

Упражнения:  "Подружи звуки", "Лесенка", "Мячики", "Горки"; упражнения с элементами логоритмики - "Песенка жука (комара, балалайки)".

  • Автоматизация поставленного звука в словах, в словосочетаниях:

Называние картинок как чистоговорки; называние картинок с выделением автоматизируемого звука голосом; упражнения: "Один-много", "Назови ласково", "Жадина", "Сосчитай-ка!" и др.; чистоговорки.

  • Автоматизация поставленного звука в предложениях, в связной речи:

"Придумай предложение по картинке", Чтение и заучивание стихов и загадок, прослушивание коротких рассказов с дальнейшим пересказыванием, и полными ответами на вопросы по рассказу.

Источник:

  1. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Мастер-класс «Попробуй, повтори!» по знакомству с нейропсихологическими играми и упражнениями

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...