Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических рекомендаций авторского  пособия «Алфавит в картинках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пособие "Алфавит в картинках"19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»

Вторушина Н.А.,

учитель-логопед МАУ «ЦППМСП

Советского района г. Челябинска»

Формирование лексико-грамматического строя речи и обучение грамоте — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

У детей с тяжелыми нарушениями речи низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Чаще всего в группу приходят дети с разными логопедическими заключениями, поэтому и коррекционные задания должны подбираться разного уровня сложности.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно формированием навыков словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи для того, чтобы не перегружать детей переизбытком наглядного дидактического материала.

Все содержание обучения грамоте должно реализовываться через упражнения в занимательной, игровой форме с элементами соревнования. На протяжении всех периодов обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия необходимо осуществлять одновременно с развитием звуко - буквенного анализа и синтеза, предупреждая появление дисграфии и дислексии в школе. И так же не должно быть перегружено обилием картинного дидактического материала.

Существует множество дидактических и методических пособий разных авторов по развитию всех компонентов речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень трудно выбрать одно универсальное пособие, и в то же время, невозможно использовать все методические материалы одновременно.

Проанализировав максимум различных источников, мы обнаружили много интересного и полезного, но, в то же время схожего материала.   В связи с вышеизложенным, возникла необходимость систематизировать и оптимизировать для работы накопленный материал по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте у дошкольников с ТНР.

В результате изучения и обобщения различного материала была сформулирована цель – создать максимально универсальный методический и наглядный материал, удобный для работы с детьми.

В результате проделанной работы было создано – пособие «Алфавит в картинках». При использовании в работе данного пособия, обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом.

Система работы представлена в виде непосредственно пособия «Алфавит в картинках», которое представляет собой набор больших карт на все звуки алфавита и набора маленьких разрезных картинок, повторяющих картинки с больших карт. В пособии представлен словарь и картинки на все звуки алфавита с разной позицией звука в словах (начало, середина, конец слова); осуществлено разделение согласных по твердости-мягкости, гласных звуков на ударные и безударные. К пособию разработаны методические рекомендации с картотекой игр и упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи и на формирование предпосылок к обучению грамоте.

Игры и упражнения по развитию лексико-грамматических категорий, представленные в пособии, используются от простого к сложному, то есть одни и те же упражнения могут использоваться во всех возрастных группах с усложнением и расширением задания.

Использование пособия при формировании звуковой культуры речи и обучению грамоте дошкольников возможно в возрасте от трех до семи лет.

В младшей группе, используя картинки пособия, детям предлагается рассмотреть картинки на большой карточке, повторить названия картинок, назвать звук (по подражанию), показать и назвать картинки, которые понравились. По втором полугодии можно называть картинки и прохлопывать слова (совместно с педагогом).

В средней группе детям предлагается рассмотреть картинки на большой карточке пособия, повторить названия картинок, назвать звук (по подражанию), показать и назвать картинки, которые понравились, называть картинки и прохлопывать слова (совместно с педагогом), считать количество хлопков.

В старшей группе детям предлагается рассмотреть и назвать картинки на этих же больших карточках, повторить названия картинок, совместно с педагогом дать характеристику звука, рассмотреть и запомнить образ буквы (из каких элементов состоит), определить твердо или мягко звучит звук (согласные), с помощью педагога определить позицию звука в слове (начало, середина, конец). Разделить слова на слоги. Придумать свои слова на заданный звук. Во втором полугодии отгадывать, какое слово загадал педагог (слово названо только гласными звуками, по первому и последнему звуку); загадать слово самостоятельно.  

В подготовительной к школе группе, используя картинки пособия, детям предлагается рассмотреть и назвать картинки на больших карточках, дать характеристику звука, описать портрет буквы (рассказать из каких элементов состоит), определить твердо или мягко звучит звук (согласные), разделить слова на слоги. Самостоятельно определить позицию звука в слове (начало, середина, конец). Придумать свои слова на заданный звук, стоящий в разных позициях (начало, середина, конец слова). Отгадывать, какое слово загадал педагог (слово названо только гласными звуками, по первому и последнему звуку); загадать слово самостоятельно, выделить ударный гласный в словах, назвать звуки по порядку в заданном слове.

Таким образом, использование наглядного пособия «Алфавит в картинках» и подобранных к нему дидактических игр и упражнений являются эффективными методами в формировании грамматического строя речи и обучению грамоте. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению материала.

Практическая значимость данного пособия «Алфавит в картинках» и методические рекомендации к нему состоит в том, что данные материалы будут полезны учителям-логопедам при работе с детьми с ТНР от 3 до 7 лет. Воспитатели групп компенсирующей направленности так же могут использовать материалы и методические рекомендации данного пособия в организации совместной деятельности детей. Педагоги общеразвивающих групп могут использовать рекомендации и материалы пособия при организации занятий по звуковой культуре речи. Так же можно рекомендовать родителям задания с использованием картинного материала для домашних занятий с детьми, особенно в режиме дистанционного общения. Такое взаимодействие позволяет углубить и закрепить речевые компетенции детей.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. А.лексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия». - 1999. – 560 с.

3. Программа «Развитие +» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1; 2/Под ред. А. И. Булычевой – М.: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.

4. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Подготовка к обучению грамоте») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...