Задания и игровые упражнения по формированию словообразования
тренажёр по логопедии

Задания и игровые упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_i_igrovye_uprazhneniya.docx217.84 КБ

Предварительный просмотр:

Задания и игровые упражнения  по формированию словообразования

1. Образование названий профессий

а) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –щик-.

Игра «Назови профессии» (по картинкам).

Речевой материал: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.

б) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –чик-: летчик, грузчик, переплётчик, переводчик, водопроводчик, разведчик, ракетчик, миномётчик, зенитчик;

в) словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами –ниц-, -иц-: художник- художница, работник – работница, проводник – проводница, учитель – учительница, писатель – писательница, певец – певица.

1. Игра «Назови профессии» (по картинкам).

Детям предлагалось ответить на вопросы: Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

2. Игра «Как назвать того, кто…?»

Детей просили назвать того, кто…:

 - утром делает зарядку (физкультурник, спортсмен);

- на паровозе ездит (машинист);

- песни сочиняет (композитор);

- играет на рояле (пианист);

- всё ломает (хулиган);

- водит самолёты (лётчик, пилот);

- кто такой полководец?

3. Игра «От каких слов получились названия профессий?»

Речевой материал: каменщик, лётчик, таксист, тракторист, связист, танкист, учитель, водитель.

4. Игра «Назови спортсмена».

Детям было дано задание назвать спортсмена, который играет: в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы.

 

2. Образование притяжательных прилагательных

1.     Словообразование с помощью суффикса –и- с чередованием в корне.

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

По картинке животного спросить : «Чей хвост?», «Чьи лапы?», «Чья голова?», «Чьи уши?». Ответы : Лисий, заячьи, волчий,  и т.д.

3. Образование относительных прилагательных

Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н- -ян-, -ск-, -енн- и др.

1. Игра «Что из чего сделано?»

Речевой материал: стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое, коробка из картона –картонная, шарф из шерсти – шерстяной, булка из пшеницы – пшеничная, хлеб из ржи – ржаной, варенье из вишни – вишнёвое, дорога из песка – песчаная, сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый, шуба из меха – меховая, крыша из соломы – соломенная, игрушка из пластмассы – пластмассовая, труба из кирпича – кирпичная, подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное, салфетка из бумаги – бумажная, сарафан из ситца – ситцевый, кувшин из глины – глиняный, погреб из камня – каменный, шинель из сукна – суконная.

2.     Игра «Правильно назови листья».

Речевой материал:лист дуба – дубовый, лист берёзы – берёзовый, лист липы – липовый, лист рябины – рябиновый, лист осины – осиновый, лист клёна – кленовый, лист яблони – яблоневый, лист смородины – смородиновый, шишка из сосны – сосновая, шишка из ели – еловая, серёжка из ольхи – ольховая.

4. Образование качественных прилагательных

1. Игра «Скажи, какой?»

Детям предлагалось назвать оттенки цветов.

Речевой материал: сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый.

2.     Игра «Сравни предметы».

Задание: послушать предложения, сравнить предметы и закончить предложения.

Речевой материал: апельсин большой, а арбуз ещё больше, клубника маленькая, а смородина ещё …, дыня сладкая, а арбуз ещё …, персик мягкий, а вишня ещё …, яблоко твёрдое, а айва ещё …, груша вкусная, а ананас ещё …, дерево высокое, а башня ещё …, куст низкий, а трава ещё …, клён толстый, а дуб ещё …, рябина тонкая, а камыш ещё …, шар лёгкий, а пушинка ещё …, сумка тяжёлая, а чемодан ещё …, диван мягкий, а подушка ещё …, дерево твёрдое, а железо ещё …, лёд прозрачный, а стекло ещё …, лента узкая, а нитка ещё …, шнурок длинный, а нитка ещё …, линейка короткая, а карандаш ещё …, волк большой, а медведь ещё …, олень высокий, а жираф ещё …, медведь тяжёлый, а слон ещё ….

3. Игра «Ответь на вопрос «Как?»

Речевой материал: утром светло, а днём (как?) ещё светлее; вечером темно, а ночью ещё …; осенью холодно, а зимой ещё …; в пальто тепло, а в шубе ещё …; весной солнце светит ярко, а летом ещё …; весной птицы поют звонко, а летом ещё …; поезд едет быстро, а самолёт летит ещё …; черепаха ползёт медленно, а улитка ещё ….

 Задания по формированию грамматического строя

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

       

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Ход игры: взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: взрослый называет один предмет, ребёнок отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

                       

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: ребёнку читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа).  

                                                           ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Взрослый говорит: «Я вижу… воробья» у. Ребёнок  должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и так по цепочке увеличивая каждый раз фразу на одно слово.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: взрослый объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

                                   

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

C:\Users\Садик 442\Documents\grdiktant1.jpg

C:\Users\Садик 442\Documents\grdiktant2.jpg

C:\Users\Садик 442\Documents\grdiktant3.jpg

C:\Users\Садик 442\Documents\grdiktant4.jpg

Назови одним словом.

  1. Мама, папа, брат, тётя, бабушка (семья).
  2. Круг, квадрат, треугольник, овал (геометрические фигуры)
  3. Юбка, брюки, шорты, рубашка, платье (одежда).
  4. Кукла, матрёшка, солдатики, кубики ( игрушки)
  5. Москва, Сочи, Киев, Красноярск, Дивногорск ( города)
  6. Туфли, ботинки, сапогои, босоножки, (обувь).
  7. Утюг, пылесос, магнитофон, холодильник ( электроприборы)
  8. Оля, Настя, Серёжа, Юра ( имена)
  9. Косынка, пилотка, шапка, панамка (головные уборы)
  10. Тетрадь, ластик, портфель, линейка, пенал (школьные принадлежности)
  11. Волга, Нева, Дон, Москва, Мана, Енисей (реки).
  12. Стол, стул, диван, тумбочка (мебель)
  13. Гитара, флейта, барабан, рояль, пианино, скрипка ( музыкальные инструменты).
  14. Молоток, пила, клещи, лопата (инструменты)
  15. Врач, повар, портной, шофёр, учитель, воспитатель ( профессии)
  16. Самолёт, вертолёт, ракета (воздушный транспорт)
  17.  Пароход, лодка, катер (водный транспорт)
  18.  Автобус, трамвай, автомобиль, велосипед, мотоцикл (наземный транспорт)
  19. Футбол, теннис, хоккей, бадминтон (спортивные игры)
  20. Окунь, лещ, сом, щука (рыбы)
  21. Зима, весна, лето, осень  (времена года)
  22. Воробей, синица, голубь, ворона, орёл, ласточка (птицы).
  23. Помидор, свёкла, баклажан, огурец, перец, чеснок, кабачок, капуста( овощи).
  24. Груша, апельсин, лимон, мандарин, яблоко ( фрукты).
  25.  Сыроежка, подосиновик, лисичка, мухомор (грибы).
  26. Берёза, клён, тополь, сосна, дуб (деревья).
  27. Июнь, январь, май, сентябрь (месяцы).
  28.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников

В данной методической разработке показано, как можно использовать наглядный материал на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников,  приведены приме...

Игры и упражнения для формирования словообразования

Игры и упражнения для формирования словообразования...

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления дошкольника, становлении личности ребёнка. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе ус...

Игровые приемы формирования навыков словообразования различных категорий в актуальных аспектах логопедии.

Одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования.Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устн...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Картотека дидактических игр направлена на развитие лексико-грамматического строя речи...

Игровые задания, упражнения, направленные на формирование интереса к изобразительной деятельности у детей старшая группа

Цель: совершенствовать навыки работы в традиционных методахрисования и развивать способности к изобразительной деятельности детейстаршего дошкольного возраста, их творческое воображение средствами игр...