Направления работы по формированию речи детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья по логопедии (младшая группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

В статье анализируются особенности и направления работы с детьми и семьей по формированию речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_g.n.s.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРААЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация

 В статье анализируются особенности и направления работы с детьми и семьей по формированию речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова

Ранний возраст, речевые навыки, обогащение словаря детей, взаимодействие с семьей.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения.

В настоящее время проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Для развития речевых навыков детей раннего возраста крайне важно развивать их по определенной программе, с учетом возрастных особенностей восприятия информации.

Как отмечает Нищева Н.В., процесс развития речи представляется достаточно сложным, именно поэтому важно для достижения наибольшего результата поддерживать взаимосвязь с самим ребенком, учитывать личностные особенности каждого ребенка, а также активно сохранять взаимодействие с его семьей [2].

Безусловно, именно семья всегда является для ребенка основой, той жизненно важной средой, которая неповторима по своему уровню воздействия и уникальна по следующим причинам:

- наивысшей силой воздействия ввиду безусловной биологической и психологической зависимости ребенка от собственных родителей;

- наивысшей потребностью и чувствительностью в общении дошкольника со взрослыми, которая выражается вперед потребности взаимоотношений со сверстниками;

- постоянством и стабильностью пребывания в семье, любовью и особой привязанностью к собственным родителям и иным членам семьи.

Пискунова Л.Н., замечает, что задачей ДОУ является вовлечение семьи в процесс всестороннего развития ребенка, включающего развитие речи и психических процессов. Участие родителей оказывает положительное влияние на динамику развития речи ребенка. При этом, дошкольное учреждение должно разработать программу коррекционно-развивающего обучения, направленную на совместную работу педагогического коллектива и семьи [3].

Основными формами работы в данном направлении являются: проведение семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций, совместных игр и праздников, оформление родительских уголков. Данные мероприятия способствуют формированию у родителей представлений о речевом развитии и мотивации к включению в коррекционно-развивающую работу.

Для достижения наибольших результатов в речевом развитии детей, необходимо проводить работу по обогащению словарного запаса и формированию у них представлений об окружающей действительности.

Для развития речи крайне важно обогащать детей знаниями об окружающей их природе. Дети раннего возраста очень мало знают о природных явлениях, их речь поэтому достаточно скудна. Согласно сказанного крайне важно помимо изучения природного объекта показывать его ребенку, чтобы он представлял по возможности наглядно изучаемый объект.

Так, например, если ребенок наблюдает за действиями педагога и иного персонала, то он может овладеть такими категориями, как: стирает пыль, убирает, моет, чистит. Необходимо также активно объяснять детям различия в схожих словах, к примеру: моет –протирает. Следует отмечать разницу в данных действиях. Дети в процессе игры в последствие могут начать активно применять данные слова, словосочетания, что является безусловно положительным результатом в деятельности педагога, как отмечает в своих трудах Пискунова Л.Н. [3].

Когда ребенок только знакомится с группой, уместно задавать также различные наводящие вопросы, помогающие разнообразить речевую активность [3].

Кроме того, при подготовке программы для развития речевых навыков ребенка крайне важно акцентировать внимание и на таких бытовых аспектах, как например, переодевание на прогулку.

Особенно активно в такую беседу необходимо вовлекать детей с проблемами в речи посредством вопросов наводящего характера, к примеру: «Что ты держишь в руках?», «Какой это предмет?».

В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно употребляют их в своей речи.

При умывании также дети осваивают новые слова.

При составлении комплекса занятий по развитию речи следует ориентироваться на календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи, для детей раннего и дошкольного возраста [4].

Предлагаемый комплекс включил в себя 10 занятий. Учитывая, что в неделю проводится 2 занятия, направленных на речевое развитие, рекомендации могут быть реализованы в течение пяти недель.

В основу разработки легли методы и приемы, предложенные Н. В. Нищевой, Е. И. Кабаченко, Л.Н. Пискуновой.

Цель разработки: - формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи

Задачи разработки: - установление эмоционального контакта с ребенком;

- развивать навыки речевого общения;

- развивать слуховое, зрительное восприятие;

- развивать подвижность органов артикуляции

Предполагаемый результат: улучшение речевого развития детей

Основные способы по стимулированию речи в процессе реализации данной программы:  разговор с самим собой, параллельный разговор, провокация или искусственное непонимание ребенка, распространение, приговоры, выбор, замещение, ролевая игра, стимуляция развития речи в процессе режимных моментов.

Таким образом, проведение предложенных занятий, на наш взгляд, может способствовать развитию речи воспитанников раннего и дошкольного возрастов.

В целом, очевидно, что для развития речевого навыка требуется непрерывная работа, которая будет постоянно стимулировать речевой аппарат ребенка. Все мероприятия важно проводить в комплексе, постепенно усложняя по мере взросления детей.

Список использованной литературы:

  1. Кабаченко Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А.// Логопед. - 2015. - №4. -232 с.
  2. Нищева Н. В. Занимаемся вместе / Н.В.Нищева. - СПб «Детство пресс», 2015. - 240 с.
  3. Пискунова Л.Н. Программно - методическое обеспечение психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ / Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко//«Проблемы развития детей в норме и патологии». - 2017. - №6 . -213 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 2015. -174 с.
  5. Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

Развитие речи детей раннего возраста в условиях ДОУ

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможнос...

Статья Формирование словаря детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка

статья о развтии речи детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации...

Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...

Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются основные направления работы по развитию речи детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей....

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»

 Совместная работа  по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...

Формирование речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье анализируются особенности и направления работы с детьми и семьей по формированию речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения....