Практикум для воспитателей "Нескучные артикуляционные минутки"
материал по логопедии

Наталья Владимировна Кокорина

Нескучные артикуляционные минутки с дошкольниками

 

практикум для воспитателей

провела логопед Кокорина Н.В.

 

Цель: расширить представления воспитателей о разнообразии артикуляционных упражнений и нестандартными приёмами, которыми можно увлечь детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и выборочности движений органов, участвующих в речевом процессе.  Артикуляционная гимнастика делится на статическую и динамическую.

Статические артикуляционные упражнения при выполнении их органы артикуляции неподвижны («Блинчик», «Чашечка», «Грибок»). 

Динамические артикуляционные упражнения органы артикуляции движутся («Качели», «Часики», «Гармошка»). Выполнение артикуляционных упражнений помогает выработать основные движения органов речи и их определенные положения – артикуляционные уклады и артикуляционные позы, необходимые для правильного произношения звуков родного языка.

Можно привести пример звука [Р] от звука  [Ж].

Ниже приведены примерные упражнения, которые воспитатели могут взять в практику работы с дошкольниками. При отборе упражнений соблюдён учёт по возрастам, начиная от младшего к старшему возрасту (идти от простого к сложным упражнениям)

Упражнения для губ
1. «Улыбка»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Хоботок» (Трубочка)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. «Заборчик»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. «Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. «Заборчик» - «Бублик» - «Улыбка» - «Хоботок»
Чередование положений губ.
6. «Кролик»
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. «Улыбка – Трубочка»
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. «Пятачок»
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. «Рыбки разговаривают»
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. «Клюв уточки»

Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. «Поцелуй мамочку»

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7. «Уточка»
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. «Недовольная лошадка»
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. «Спрячь зубки за губками»

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. «Щёчки замёрзли»

Пощипывание, похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок»
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок»
Втянуть щеки.
4. «Лопни шарик»

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Усложнение для среднего дошкольного возраста

Предлагаю комплекс традиционной артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
  Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Приклей конфетку (конфетку можно не искать, обыграть с ватной палочкой, показав где приклеить конфетку)
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч (использовать фасоль, горошину)
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Для разнообразия попробуйте применить нестандартное оборудование для артикуляционных упражнений.

Упражнения с соломкой (картинка)

Вкусная гимнастика с соломкой-это очень забавно и смешно. Можно сделать усы из соломки, а можно покачать соломку на языке, как штангу! Предлагаю сделать всем вместе вкусную артикуляционную гимнастику с соломкой. А регулярное выполнение комплекса позволит укрепить мышцы языка, сделает артикуляцию четкой, что будет способствовать правильному произношению звуков.

Упражнения с чайной ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Комплекс артикуляционных упражнений с нейростимуляцией.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.  

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

«Иголочка» - узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики» - движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево

«Качели» - движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

«Круговые движения языком» Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

«Чашечка» - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка. Постукивание ладошкой по столу.

Закончить свой практикум я хочу пожеланием вам творческого подхода в проведении любой деятельности. А для старших дошкольников у меня есть интересная видеоминутка, как увлечённо можно позаниматься с детьми, и это не требует от воспитателя времени на подготовку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нескучные артикуляционные минутки с дошкольниками Практикум для воспитателей Провела логопед Н.В. Кокорина

Слайд 2

Цель: расширить представления воспитателей о разнообразии артикуляционных упражнений с применением нестандартного оборудования .



Предварительный просмотр:

Нескучные артикуляционные минутки с дошкольниками

практикум для воспитателей

провела логопед Кокорина Н.В.

Цель: расширить представления воспитателей о разнообразии артикуляционных упражнений и нестандартными приёмами, которыми можно увлечь детей.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и выборочности движений органов, участвующих в речевом процессе.  Артикуляционная гимнастика делится на статическую и динамическую.

Статические артикуляционные упражнения при выполнении их органы артикуляции неподвижны («Блинчик», «Чашечка», «Грибок»).  

Динамические артикуляционные упражнения органы артикуляции движутся («Качели», «Часики», «Гармошка»). Выполнение артикуляционных упражнений помогает выработать основные движения органов речи и их определенные положения – артикуляционные уклады и артикуляционные позы, необходимые для правильного произношения звуков родного языка.

Можно привести пример звука [Р] от звука  [Ж].

Ниже приведены примерные упражнения, которые воспитатели могут взять в практику работы с дошкольниками. При отборе упражнений соблюдён учёт  по  возрастам, начиная от младшего к старшему возрасту (идти от простого к сложным упражнениям)

Упражнения для губ


1. «Улыбка»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «
Хоботок» (Трубочка)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. «
Заборчик»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. «
Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. «
Заборчик» - «Бублик» - «Улыбка» - «Хоботок»
Чередование положений губ.
6. «
Кролик»
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ


1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.
 «Улыбка – Трубочка»
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. «
Пятачок»
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. «
Рыбки разговаривают»
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5.
 «Клюв уточки»

Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6.
«Поцелуй мамочку» 

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7. «
Уточка»
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. «
Недовольная лошадка»
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. «
Спрячь зубки за губками»

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек


1.
«Щёчки замёрзли»

Пощипывание, похлопывание и растирание щек.
2. «
Сытый хомячок»
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «
Голодный хомячок»
Втянуть щеки.
4.
«Лопни шарик» 

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Усложняемся))) и берём средний дошкольный возраст

Предлагаю комплекс традиционной артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
  Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Приклей конфетку (конфетку можно не искать, обыграть с ватной палочкой, показав где приклеить конфетку)
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч (использовать фасоль, горошину)
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Для разнообразия  попробуйте применить нестандартное оборудование для артикуляционных упражнений.

Упражнения с соломкой (картинка)

Вкусная гимнастика с соломкой-это очень забавно и смешно. Можно сделать усы из соломки, а можно покачать соломку на языке, как штангу! Предлагаю сделать всем вместе вкусную артикуляционную гимнастику с соломкой. А регулярное выполнение комплекса позволит укрепить мышцы языка, сделает артикуляцию четкой, что будет способствовать правильному произношению звуков.

Упражнения с чайной ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Комплекс  артикуляционные упражнений с нейростимуляцией.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.  

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

«Иголочка» - узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики» - движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево

«Качели» - движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

«Круговые движения языком» Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

«Чашечка» - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка. Постукивание ладошкой по столу.

Закончить свой практикум я хочу пожеланием вам творческого подхода в проведении любой деятельности. А для старших дошкольников у меня есть интересная видеоминутка, как увлечённо можно позаниматься с детьми, и это не требует от воспитателя времени на подготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Занятие – практикум «родитель+ ребенок» «Артикуляционная гимнастика»

В занятии - практикуме дается определение артикуляционной гимнастики, рекомендации к ее успешному  проведению в домашних условиях, вместе с ребенком родителям предлагается выполнить комплекс упра...

Практикум по выполнению артикуляционного задания учителя-логопеда

В практикуме освещена основная методика отработки артикуляционного задания учителя-логопеда в домашних условиях. Адресовано родителям или лицам их заменяющим....