Публикация. Рисуем, играем, разучиваем стихотворение с детьми с сообщим недоразвитием речи.
книга по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения  задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.   

 В статье описан опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи  по разучиванию стихотворных текстов  на основе опорных рисунков. Указаны игры и упражнения с опорными рисунками, применяемые в коррекционной логопедической работе по разучиванию стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_risuem_razuchivaem.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуем, играем, разучиваем стихотворение с детьми с сообщим недоразвитием речи.

Платонова Н.М.

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района, nademad@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения  задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.   

 В статье описан опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи  по разучиванию стихотворных текстов  на основе опорных рисунков. Указаны игры и упражнения с опорными рисунками, применяемые в коррекционной логопедической работе по разучиванию стихотворений.

Ключевые слова.  Дети с ОНР.  Заучивание. Опорные рисунки, картинно-графические схемы.

При заучивании стихов в работе с детьми ОНР, опираясь на классическую методику, наиболее эффективным является использование метода иллюстрирования заучиваемого текста, т.к. дети с общим недоразвитием речи, отличаются низким уровнем внимания, сниженной словесной памятью, у данной категории детей  отстает в развитии  наглядно-образное  мышление,  наглядно - образная память.  Разучивание стихов на основе рисунков, картинно-графических схем  позволяет запомнить текст через смысловое соотнесение. В течение учебного года я разделила работу над разучиванием стихотворных текстов  с целью автоматизации звуков на несколько этапов.

На  первом этапе  работы над разучиванием  стихотворений  использую  рисование стихотворного текста  или просто текста, которое надо запомнить наизусть (примерно 5месяцев). Детям нравится наблюдать: 1) как взрослый рисует , 2) раскрашивать нарисованный  взрослым рисунок  к стихотворению, 3) рисовать самому стихотворение, 4) играть  в игры с нарисованными картинками по стихотворению. 1. Игра «Расскажи стихотворение по картинкам». Ребенок читает стихотворный текст, ориентируясь на рисунок в тетради.  2. Игра «Разложи по порядку» - взрослый  медленно читает стихотворение,  ребенок раскладывает стихотворение, соблюдая последовательность содержания. 3.Игра  «Собери стихотворение» - ребенок восстанавливает последовательность стихотворного текста по рисункам и рассказывает. Для этих игр  стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки - фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, использование рисунков - прием иллюстрирования, на занятиях позволяет детям воспринимать и перерабатывать вербальную информацию, лучше и быстрее запомнить стихотворение, воспроизводить знакомый стихотворный текст.  

На втором этапе  (примерно 2-3мес.)  работы по разучиванию стихотворений,  скороговорок, чистоговорок, четверостиший, и текстов с  детьми  использую картинно-графические схемы стихотворного текста. Более простой вариант рисования в виде символов,  простых графических изображений, но более сложный вариант для развития  речеслуховой памяти. Нарисованные предметы, графические рисунки должны вызывать ассоциации, образы по содержанию стихотворения. Я подбираю стихотворение, которое легко нарисовать, на каждую строчку или маленькое словосочетание придумываю картинку (изображение, символ), все стихотворение зарисовываю схематически, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю ребенку  готовую план - схему, а по мере обучения старшие дошкольники сами придумывают рисунки-символы, передавая  только главное в стихотворном тексте.   Последовательность работы: 1) Сначала ребенок  наблюдает, как взрослый рисует стихотворение; разучивается  стихотворение.  2)  В дальнейшем ребенок сам картинно-графически изображает  заучиваемое стихотворение и вместе с педагогом  разучивается словесный материал. На этом этапе работы по стихотворению можно использовать комбинированное изображение – предмет и символ.   Такие графические изображения предметов и простые рисунки предметов позволяют легко и быстро запоминать стихотворение наизусть. Используются следующие игры: 1. «Путаница.» Нарушается последовательность слов - картинок  в строчке, а ребенок восстанавливает порядок. 2.  «Найти лишнюю картинку». Все картинки перемешиваются. Ребенок находит лишнюю картинку. Данные  игры используется тогда, когда ребенок хорошо знает  стихотворение. 

  На третьем этапе  (1- 2мес.)  работы над стихотворениями  беру  схематическое изображение в виде черточек - линий: одно слово - одна линия,  т.е.  графически записывается стихотворение сначала взрослым, затем сам ребенок «пишет» стихотворение. Этот метод применяется только с детьми старшего дошкольного возраста. 1.Игра «Повтори сам» - предлагается детям самостоятельно записать короткое стихотворение. 2. В игре «Исправь мою ошибку»  намеренно допускается ошибка в графическом обозначении количества слов в строчке четверостишия. Ребенок считает количество слов, вспоминает слова и исправляет ошибки. Игра используется только со знакомыми стихотворными текстами.

Рисунки, картинно - графические схемы к стихотворениям  отражаются в тетрадях для домашних заданий, чтобы дома дети повторяли, запоминали и с радостью рассказывали своим близким людям.

Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к стихам даже при их многократном повторении,  увлекает детей, превращает занятие в игру. Дети хорошо понимают стихотворение, осмысленно запоминают, повышается эффективность заучивания стихов: сокращается время заучивания стихов, увеличивается длительность запоминания стихов, появляется желание ребенка самостоятельно воспроизвести стихотворение. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок - иллюстраций позволяют сократить временные затраты со стороны детей,  родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы. Вышесказанные приемы мнемотехнического метода заучивания стихотворений нравятся, и детям, и родителям, позволяют детям легко запомнить даже сложные стихотворения.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  под общей редакцией Л.В.Лопатиной. М, 2014.- 445с.
  2. А.А. Гуськова  Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет на материале стихотворений о природе.  Волгоград:  Учитель, 2011.- 189с.
  3. Смирнова М.В.  2500 скороговорок. Санкт-Петербург: Нева, 2005. – 265с.      
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Д.- Пресс, 2010. – 64с.  
  5. Учимся рисовать животные. Санкт-Петербург: Стрекоза, 2015. – 16с.                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Выступление на педагогическом часе: Игры в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи, нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях....

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...